Подсказка брата и история с Подменышем

Гравюра «Дитя-радость» Уильяма Блейка (слева), иллюстрация Йона Бауэра к сказке «Подменыш». Фото из открытых источников.

Загадочные истории в судьбах талантливых художников


Как загадочно переплетаются порой творения художников и их судьбы! В этом еще раз убеждаешься, знакомясь с историями, представленными в сегодняшней подборке.

Это гравюра «Дитя-радость» из книги поэта и художника Уильяма Блейка «Песни невинности» (1789). Здесь впервые применена новая для XVIII века рельефная техника гравировки, позволяющая на одной пластине изображать и текст, и рисунок. Стандартная для того времени глубокая гравировка подходила только для иллюстраций: буквы при протравке пропадали. Искусный печатник, Блейк долго бился над загадкой, как «сплавить» воедино слово и изображение. Решение подсказал младший брат художника Роберт.

Он посоветовал писать текст и рисовать иллюстрации на медных пластинах кислотоупорным растворителем. Потом, после протравки в кислоте, все нарисованное окажется выпуклым, и с него можно будет сделать оттиск, а его затем — раскрасить обычными красками. Самое удивительное в этой подсказке: Блейк увидел ее ночью, во сне, поскольку Роберт уже полгода, как умер от туберкулеза.

«Стоит ли говорить, что, выслушав брата, я тут же проснулся, вскочил с кровати и работал двое суток без отдыха, — писал Блейк через много лет другу. — А ты со мной не соглашался, когда я уверял, что наши друзья и родственники, ушедшие в мир иной, постоянно присутствуют рядом с нами, хотя мы далеко не всегда это чувствуем. Мне бы хотелось, чтобы ты разделил со мной убеждение, что смерть человека — это лишь переход в другую комнату».

А справа иллюстрация Йона Бауэра к сказке «Подменыш», опубликованной в ежегодном рождественском альманахе «Среди гномов и троллей», в издании которого главный детский художник Швеции участвовал с 1907 по 1915 год. Рассказывают, что из всех сказок сборника Бауэра буквально заворожил сюжет этой средневековой легенды про троллей, похищающих некрещеных детей от 3 до 13 лет, чтобы воспитать их как своих. А взамен людям оставляют подменыша: куклу или своего детеныша, точь-в-точь похожего на пропавшего ребенка, так что родители не замечают подмены. Пока однажды ребенок не умирает: детеныши троллей не могут долго жить у людей...

Возможно, эта история еще и потому так подействовала на впечатлительного художника, что в детстве он потерял сестру Анну, которой было как раз 13 лет. Неслучайно образ девочки, живущей в лесу у троллей, проходит через все его творчество.

Вполне в духе средневековой скандинавской легенды оказалось и завершение истории самого Йона Бауэра. В 1915 году у него родился сын, а тремя годами позже художник решил перебраться с семьей в Стокгольм, где легче найти постоянную работу. Но тролли не отпустили своего любимца: на всегда спокойном озере Веттерн поднялась буря, и паром с семьей Бауэров и еще парой десятков пассажиров перевернулся. Никто не спасся.

Такой вот сюжет — уже совсем не сказочный...

 



Должна ли вакцинация от коронавируса быть обязательной?