ПЕРВЫЕ РОСТКИ НА ПОЛЕ СИТИ

После того, как прихожане обжили восстановленный храм Христа Спасителя, а покупатели - сначала подземный торговый комплекс на Манежной площади, а затем и отреставрированный Гостиный двор, начало казаться, что Москва исчерпала лимит на гигантские стройки. Заблуждение! Всего в четырех километрах от Кремля, на Краснопресненской набережной, ведется стройка, по масштабам которой нет равных во всей Европе. Вслед за Лондоном, Парижем, Торонто, Неаполем и другими городами мира российская столица возводит центр деловой жизни, или попросту "Москва-Сити". О том, когда он примет своих первых обитателей, какую роль будет играть в жизни Москвы и всей страны, рассказывает корреспонденту "Труда" президент АО "Сити", генеральный директор управления экспериментальной застройки правительства Москвы Валерий СИЛИН.

- Валерий Михайлович, столичные власти с энтузиазмом приступали к новому проекту. А сейчас о нем почти и не слышно... Лишь недавно один из руководителей города обмолвился, что "Москва-Сити", похоже, превращается в долгострой. Да и в самом деле, седьмой год строится...
- Ну и что? Дефанс в Париже, например, строился три десятка лет. Строительство делового центра не может быть самоцелью. У "Москвы-Сити" задача - привлечь в Россию богатые фирмы мирового класса, которые осядут потом по всей стране. Одни будут связаны с нефтью, другие - с металлом, третьи займутся торговлей и так далее... А для этого нужны соответствующие экономические условия. Они сейчас создаются. Когда было такое, чтобы президент лично звал в страну иностранный бизнес? А Владимир Путин во Франции так и сказал: "Приезжайте!"
- А если приедут - создадите условия для работы, чтобы, как говорится, не было обидно за державу?
- На Кутузовском проспекте как раз заканчивается возведение 34-этажного здания, которое изначально называлось "Реформы", а сейчас переименовано в "Башню-2000". Цвет ее стен меняется в зависимости от погоды. Когда светит солнце - в них, как в зеркале, плывут облака.
Площадь там - 62 тысячи квадратных метров, где есть все, что требуется бизнесменам: офисы для переговоров, рестораны и самые современные виды связи, позволяющие в считанные секунды соединиться с любой точкой мира. Интернет, компьютерная сеть... Словом, самое "интеллектуальное" здание в Москве и России.
- И когда его можно будет начать обживать?
- Красную ленточку торжественно разрежем в мае. Но как раз в эти дни начинается опробование отдельных инженерных систем - безопасности, автоматизации...
- Не боитесь, что дом-сказка останется полупустым?
- Да отдельные этажи раскупили еще в ходе строительства, а на остальные выстроилась очередь. Так что, можно сказать, первый росток на поле Сити взошел успешно. А дальше все пойдет по закону геометрической прогрессии - следом вырастет уже два новых, затем четыре и так далее.
- Что именно?
- Апартотели - жилые дома, которые в отличие от обычных будут не продаваться, а сдаваться в аренду. Это очень удобно для человека, который приедет в Москву на два-три года. Жить с семьей в обычной гостинице очень дорого, а здесь не такие бешеные цены и в то же время достаточно комфортно, есть служба, которая меняет постельное белье, кафе, ресторанчики...
Строительство гостиниц подтолкнет появление аква-парка: он будет такого класса, что народ поедет отдыхать туда минимум дня на три.
- Стройка пойдет уже быстрее?
- Конечно! Хотя бы потому, что позади расчистка 100 гектаров территории. Кроме того, подошло к дневной поверхности центральное ядро Сити. Для того чтобы представить, что это такое, скажу - такого грандиозного сооружения не только в России, во всей Европе еще не было. Судите по размерам - 500 метров длины и 300 - ширины... Шесть этажей под землей и два на земле. Такой размах продиктован отнюдь не желанием поразить людское воображение, а необходимостью совместить под землей три станции метро - две прежнего и одну нового - миниметро, выход к скоростной транспортной магистрали Шереметьево - Сити и в перспективе еще и к дороге на Внуково.
В подземной части центрального ядра так же разместятся спортивно-культурно-увеселительный комплекс (для всех москвичей и гостей столицы, а не только для "деловых"!), конгресс-холл и гигантское число автомобильных стоянок - сразу на 4 тысячи машино-мест.
- А какой у вас любимый объект?
- Мост "Багратион". Это была самая живая стройка - утром приходишь, а он уже подрос на 18 сантиметров. Когда наконец соединили два берега реки и я прошел тогда еще по балочкам, испытал такое чувство счастья! Испытываю его вновь и вновь, когда вижу, что магазины, рестораны и просто пешеходные галереи на мосту полны народу. Было обидно, когда во время пуска "Багратиона" кое-кто говорил, что построен "мост в никуда". Жизнь показала, что это не так.
- Кто вообще платит за очередной макси-проект - мы, налогоплательщики?
- Из городского бюджета деньги выделяются только на сооружение инженерных систем, которые работают на всю столицу.
- Вы хотите сказать, что дефолт не отпугнул инвесторов?
- С "Сити" тогда не порвал ни один из зарубежных инвесторов. Но больше всего меня радует то, что вдруг проявился наш российский инвестор. В течение двух последних месяцев наши банки словно прорвало - один за другим идут с предложениями вложить деньги.
- И что вы им отвечаете?
- Поможем. Причем к взаимной выгоде. В частности, в ближайшее время начнется строительство первой в Москве газотурбинной электростанции. Экологически чистая, она в достатке обеспечит теплом не только Сити, но и весь центр столицы. Ее появление наконец нарушит монополию Мосэнерго, так как станция будет частной - пока, наверное, единственная не только в столице, но и во всей стране. Ее пуск намечен на 2003 год.
- А как поживают акционеры АО "Сити" из числа рядовых москвичей? Их часом не "кинули"?
- Из 17 тысяч человек, участвовавших в создании АО "Сити", по-прежнему в акционерах около 16 тысяч. Все они отлично знают, что с каждым построенным домом стоимость их ценных бумаг повышается. Купленные когда-то по тысяче рублей за штуку, сегодня они стоят по 30 тысяч. Цена будет расти и дальше, и потому владельцы предпочитают их не продавать, а сохранить для детей и внуков.