МОЛДАВИЯ: ПОБЕДИТЕЛИ МАНЕВРИРУЮТ

Вчера Конституционный суд Молдавии утвердил результаты выборов в высший законодательный орган страны. 71 мандат в нем принадлежит коммунистам, 19 - центристскому альянсу Брагиша и 11 - крайне правой Христианско-демократической народной партии. Это означает, что вся полнота власти перешла к коммунистам, ибо они могут теперь самостоятельно принимать любые решения, вплоть до изменения Конституции, для чего необходимо 68 голосов.

Первая сессия парламента в новом составе состоится, ориентировочно, 23 марта. А пока коммунисты ведут усиленную подготовку к предстоящей парламентской деятельности. Решающее слово, понятно, принадлежит высшим руководящим органам. Однако, вопреки ожиданиям, состоявшийся в первых числах марта пленум ЦК КПРМ не решил всех вопросов. До сих пор не известно, кого коммунисты будут рекомендовать на пост спикера парламента. Впрочем, в условиях, когда большинство в нем принадлежит одной партии, конкретная кандидатура уже не имеет принципиального значения, ибо спикер теперь будет играть роль координатора действий высокого собрания, а не руководителя его, как это было, когда ни одна фракция не имела решающего голоса и могла только блокировать принятие решений.
В одном коммунисты определились окончательно - решено, что на пост главы государства будет рекомендован Владимир Воронин, лидер партии. Формально свою кандидатуру может выдвинуть и альянс Брагиша, для этого необходима поддержка 15 депутатов. Однако никто в республике не сомневается, что президентский пост достанется Воронину. Не скрывает этого и сам лидер коммунистов, заявления и высказывания которого рассматриваются всеми как мнение фактического главы государства.
- Мы намерены, - заявил он корреспонденту "Труда", - твердо выполнять обязательства Молдавии перед нашими кредиторами, в том числе и перед МВФ и Всемирным банком. - Наш единственный приоритет - интересы страны. Мы готовы сотрудничать с любым государством, если только это идет на пользу Молдавии и ее народу.
Воронин не устает повторять, что коммунисты не собираются монополизировать все руководящие посты в государстве, что премьер-министром, скорее всего, будет назначен человек, не состоящий в компартии, ибо коммунисты намерены создать правительство не политиков, а "технократов", способных изменить к лучшему ситуацию в национальной экономике.
И это не пустые слова. Весь послевыборный период коммунисты, и Воронин в частности, ведут интенсивные переговоры с партиями, не вошедшими в парламент. Достигнута, в частности, принципиальная договоренность с левоцентристскими образованиями о том, что их представители будут задействованы на руководящих постах страны. Несколько сложнее идет процесс возможного сотрудничества с правыми партиями, большинство из которых уже заявило о том, что они перейдут в оппозицию. Так же намерен поступить и нынешний премьер, руководитель альянса, имеющего второе после коммунистов представительство в парламенте, - Дмитрий Брагиш, - хотя, как уже было сказано, Воронин до сих пор не исключает, что именно ему будет предложен пост главы правительства.
Трезвый подход проявляет компартия и в политической сфере. В частности, вызвавшие много опасений и внутри государства, и на Западе предвыборные программные заявления о предоставлении, в случае прихода к власти, коммунистами русскому языку статуса второго государственного и присоединении Молдавии к российско-белорусскому союзу после победы отодвинуты на второй, если даже не на третий план, хотя от своих намерений окончательно никто не отказывается. Однако, мол, всему свое время.
К тому же сложнейшую языковую проблему коммунисты и не собирались, как это предполагали многие, решать волевым путем. Помимо того, что обсуждение проблемы переносится на неопределенный срок, здесь многое зависит от того, как отнесутся к столь существенному изменению жители страны. В частности, коммунисты предполагают до вынесения вопроса о втором государственном языке на обсуждение в парламент провести предварительно всенародный референдум, результаты которого станут отправными для законодателей.
Еще более туманна перспектива вхождения в Союз России и Белоруссии, которая не является пока даже темой обсуждения, ибо, как подчеркивает Воронин, в их программе стояло не "принять меры к вступлению", а изучить вопрос об этом. Словом, идут маневры...