06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОЛУЧКА СТАНЕТ ВЕСОМЕЕ

- Евгений Шлемович, начнем с главного: выиграют бюджетники от реформы или их нынешняя мизерная

- Евгений Шлемович, начнем с главного: выиграют бюджетники от реформы или их нынешняя мизерная зарплата станет еще меньше?
- Смысл предлагаемых мер как раз в том и состоит, чтобы существенно повысить зарплату работникам бюджетной сферы. Но это не будет обычная индексация. Повышение станет следствием серьезного совершенствования всей системы оплаты труда. Прежде всего речь идет об отмене устаревшей, уже не отвечающей требованиям времени Единой тарифной сетки (ЕТС). Она используется с 1992 года. Именно на ее основе определяется зарплата тех, кто состоит в штате бюджетных организаций. Таким образом, под один стандарт оплаты подпадают нынче и учителя, и врачи, и работники культуры, искусства, гидрометеорологии, несмотря на то, что у них различные условия, характер работы и не имеющие ничего общего сферы деятельности.
Теперь специалисты предлагают иной подход: отказавшись от ЕТС, ввести для каждой отрасли (образования, здравоохранения, культуры и т. д.) свои системы оплаты труда. Но это, разумеется, не все. Отраслевые системы в свою очередь будут состоять из трех частей, трех уровней. Первый касается оплаты труда рабочих - сантехников, подсобников, плотников и т. д. Второй, более высокий уровень, - зарплата специалистов и служащих (врачей, учителей, научных работников). Здесь должна быть своя система, дифференцированная в зависимости от сложности работы, квалификации исполнителей и специализации учреждений. И, наконец, третий, наивысший уровень - должностные оклады руководителей школ, поликлиник, больниц, институтов, музеев. Оклады тоже будут разные с учетом специфики и объема работы.
Одновременно с радикальным изменением тарифных схем предлагается существенно упорядочить и систему надбавок, доплат, премий. Размер этих выплат будет определять сама школа или больница в пределах имеющихся средств. Соответствующий раздел может быть включен, например, в коллективный договор. Возможно и издание местных нормативных актов. Специалисты считают целесообразным установить выплаты четырех видов: за стаж; за особые условия труда (скажем, для врачей, имеющих постоянные контакты с больными туберкулезом, вич-инфицированными); за квалификацию (допустим, надбавки тем, кто имеет второе образование, знает иностранный язык) и премии. При такой системе, например, высококвалифицированный кардиолог или хирург с большим стажем может получать больше, чем заместитель главного врача. Это в равной степени относится и к педагогам, музейным, научным работникам, актерам (речь, напомню, идет только о бюджетных организациях). Словом, система оплаты в этой сфере станет более гибкой и более справедливой.
- Во многих регионах не хватает денег для своевременной выплаты даже небольшой нынешней зарплаты. А если она станет выше, то ситуация вообще выйдет из-под контроля...
- Нет, не выйдет из-под контроля, наоборот, должна улучшиться. Дело в том, что количество работников бюджетной сферы, судя по предварительным расчетам, может существенно уменьшиться. Здесь сыграет роль использование реальных нормативов численности врачей, учителей, работников культуры в расчете, допустим, на 10 тысяч населения. Сегодня такой подход для нас является во многом формальным. Но если ориентироваться на мировые стандарты, то окажется, что бюджетная сфера в России чрезмерно раздута. Например, у нас на 10 тысяч граждан приходится 47 врачей, а в Великобритании - 17, США и Швеции - 26. Соответственно количество больничных коек на те же 10 тысяч населения в России составляет 115, в Великобритании - 45, США и Швеции - 39.
Врачей у нас больше, а качество здравоохранения существенно уступает развитым странам. Это свидетельствует о том, что важны не количественные, а качественные показатели. Именно с этих позиций следует оценивать избыток врачей, больничных коек в нашей стране. Не потому ли российские больницы, особенно в сельской местности, в немалой степени превращаются в своеобразные дома престарелых, куда родственники отправляют стариков, требующих просто внимания и ухода? С другой стороны, в стационарах остро не хватает младшего и среднего медицинского персонала. Реформа и здесь обещает серьезные перемены. После существенного повышения зарплаты санитаркам и медсестерам о нехватке этих кадров можно будет забыть.
Другой пример. Численность учащихся в государственных общеобразовательных учреждениях за последние восемь лет уменьшилась на полмиллиона, а вот преподавательский контингент, наоборот, увеличился на 172 тысячи учителей. Приток кадров в бюджетную сферу начался еще в годы горбачевской перестройки и резко усилился после 1994-го, когда экономика переживала тяжелейший кризис, производственная жизнь на многих заводах, фабриках, стройках стала замирать. Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные. В 1985-м в здравоохранении работало 3,7 миллиона человек, а в 2000-м - 4,5 миллиона; в учреждениях образования соответственно было 5,3 миллиона, стало - 5,8. И так во всех отраслях бюджетной сферы. Переход на финансирование с использованием реальных нормативов позволит устранить перекосы, покончить с кадровой избыточностью, что высвободит средства для повышения зарплаты оставшимся.
- Из приведенных цифр видно, что увольнения могут коснуться сотен тысяч бюджетников. Что будет с ними? Пополнят и без того немалую армию безработных?
- Такой вариант должен быть в максимально возможной степени исключен. Вот почему сейчас речь идет не только о совершенствовании системы оплаты труда, а о проведении комплексных, взаимоувязанных реформ, затрагивающих многие сферы экономики. В этом же контексте решается и острейший вопрос о судьбе тех, чьи рабочие места подпадут под сокращение. Этим людям должен быть предоставлен достаточно широкий выбор возможностей: или заняться малым бизнесом, или перейти в платные медицинские учреждения, лицеи, гимназии, или, обучившись, сменить профессию...
Сейчас реализовать любой из этих вариантов чрезвычайно трудно, а может быть, и вообще невозможно. Попробуйте, например, заняться малым бизнесом. Сразу же возникнет масса неразрешимых вопросов: где взять стартовый капитал, как пройти десятки чиновничьих кабинетов для получения бесконечных разрешений, каким образом защититься от криминальных структур? Против малого бизнеса работает и налоговая система, обирая предпринимателя и заставляя его уходить в "тень". Еще не создано и цивилизованное правовое поле, нет пока эффективной судебной системы, которая со стопроцентной гарантией защищала бы частную собственность. Без благоприятной среды, без заинтересованности и защиты со стороны властей, государства малый бизнес развиваться не может. Значит, надо создавать эту среду. И успеть к началу реформы зарплаты в бюджетной сфере.
Такие же основательные перемены должны произойти и в системе переподготовки кадров, во многих других сферах экономики. Без комплексного подхода все новации с зарплатой могут обернуться не улучшением ситуации, а большой неудачей. Именно некомплексный подход стал причиной многих прежних ошибок, когда вроде бы хорошая задумка после реализации превращалась в свою противоположность.
- Будет ли и впредь федеральный центр оказывать финансовую помощь территориям, если в региональных бюджетах не хватит денег для выплаты зарплаты по новой системе? Как вообще будет производиться расчет необходимых средств - опять "от достигнутого", то есть на базе существующего фонда оплаты труда?
- Нет, достигнутая "база", учитывающая раздутые штаты, должна уйти в прошлое. Для каждого региона в ходе реформы установят два норматива. Речь идет, во-первых, о нормативе численности и, во-вторых, нормативе средней оплаты труда на одного работника. Именно на базе этих двух параметров и будет формироваться фонд оплаты труда региональных бюджетников. В тех случаях, когда при экономном, рачительном ведении хозяйства денег на зарплату не хватит, федеральная казна придет на помощь. Естественно, все будет просчитано заранее, чтобы можно было заложить в федеральный бюджет необходимые трансферты.
- На бумаге всегда получается гладко и замечательно. Вот так же и в ноябре прошлого года высокопоставленные чиновники через электронные и печатные СМИ с оптимизмом вновь и вновь говорили о том, что с 1 декабря 2000-го зарплата бюджетников повысится в среднем в 1,89 раза, а у многих и в два раза. На деле же ситуация оказалась далеко не такой радостной. В одних регионах из-за нехватки средств отказались (частично или полностью) от местных доплат, в других - стали переводить работников на более низкие разряды, и в итоге двукратного роста зарплаты на многих территориях не произошло. Задолженность по зарплате стала расти. Наиболее сложная ситуация складывается в тех субъектах РФ, где удельный вес зарплаты превышает 60 процентов от общей суммы доходов, - в Костромской, Ульяновской, Кемеровской, Омской областях, республиках Карелия и Хакасия, Чукотском автономном округе. Где гарантии, что предстоящая реформа не приведет к еще более тяжелым последствиям?
- Гарантия - в тщательной проработке всех финансовых аспектов до введения новой системы (чем в ближайшие месяцы и будут заниматься специалисты) и синхронизации проведения других реформ в экономике.
Что же касается нынешней ситуации, то федеральный бюджет оказывает регионам максимально возможную помощь. По данным Министерства финансов, на текущие выплаты по зарплате работникам бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащим в феврале субъектам РФ было перечислено 43,8 миллиарда рублей. Это две трети росписи бюджета на весь первый квартал 2002 года. Свою часть расходов должны нести и регионы, одновременно повышая эффективность экономики, создавая условия для развития малого бизнеса.
- Правильно ли я понял, что после упразднения Единой тарифной сетки регионы сами будут решать, насколько сверх федеральных нормативов повысить зарплату бюджетникам?
- Именно так. При этом территории будут ориентироваться на величину регионального прожиточного минимума (постепенно приближаясь к этому рубежу), а также на собственные финансовые возможности.
- Когда же зарплата бюджетников сравняется с прожиточным минимумом?
- В каких-то регионах это может произойти через два-три года, а где-то, возможно, потребуется побольше времени.
- Передача дополнительных полномочий субъектам РФ приведет к усилению дифференциации в оплате труда по регионам, в том числе соседним. Вместо выравнивания материальных условий жизни граждан будет углубляться пропасть между богатыми и бедными территориями. Разве это хорошо?
- Дифференциация есть и сегодня. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе средняя начисленная зарплата составляла в ноябре 15 631 рубль, а в расположенной сравнительно недалеко Курганской области - 2 245, или в семь раз меньше. Такую дифференциацию, конечно же, нельзя считать позитивным явлением. Но для выравнивания условий жизни потребуется время. Местные власти отстающих регионов должны проявлять инициативу, вкладывать средства, например, не в сооружение роскошных представительств в Москве, а в оживление экономики, в том числе способствовать созданию новых рабочих мест во внебюджетном секторе. Так что я не стал бы драматизировать ситуацию, имея в виду возможное усиление разрыва в оплате труда бюджетников в процессе проведения реформы.
- И последний вопрос. Когда новая система может быть претворена в жизнь?
- Нынешний год уйдет на тщательную проработку. Затем нужно будет принять пакет нормативных актов. Если все пойдет гладко, без осложнений, то в первой половине следующего года необходимые расходы можно будет заложить в бюджет 2004-го. И тогда с 1 января того же года новая система начнет работать. Это, понятно, наиболее оптимистичный вариант. Возможно, реализация проекта начнется в 2005-м. К тому времени, надеюсь, в стране появятся результаты начатых сейчас важных реформ, касающихся дебюрократизации экономики, создания правовых институтов, формирования условий для развития малого бизнеса. Более совершенная система оплаты труда позволит учителям, врачам, другим работникам бюджетной сферы получать достойную зарплату. Думаю, что на этот раз досадных сбоев не будет.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников