АРИНА ШАРАПОВА: НЕ ВЕРЮ, ЧТО ДОБРО НА ТВ НЕ ПРИЖИВАЕТСЯ

Арина Шарапова окончила философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова и Московский государственный педагогический институт имени М. Тореза по специальности "переводчик". Работала корреспондентом АПН (РИА "Новости"), комментатором дирекции информационных программ ВГТРК.В период с 1995 по 1999 год была ведущей "Вестей" (РТР), затем - "Времени" (ОРТ), ток-шоу "Арина" (НТВ), программы "Место встречи с Ариной Шараповой" (ТВ-6). Исчезнув на некоторое время с телеэкрана, популярная ведущая появилась в программе "Встречи с Ариной..." на Красноярском телевидении, а с июля 2001 года на ОРТ ведет по понедельникам "Доброе утро".

- Арина, на телевидении вы попробовали себя на разных каналах и в разных жанрах - от новостей до ток-шоу. Чем можно объяснить эти перемены: неудачами, поиском творческого "я"?
- Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что это поиск самостоятельности. Ну, и плюс стечение обстоятельств.
- Быть независимым на телевидении - это возможно?
- В информации - нет. Это своего рода военная дисциплина. Кто ей хорошо подчиняется, тот успешно встраивается в систему. Но я по характеру не приспособлена к жестким правилам.
- Но в информационных программах вы проработали гораздо дольше, чем, скажем, в авторских ток-шоу, где самостоятельность - норма. Почему их жизнь на экране была удручающе короткой?
- Сейчас что говорить об этом? Дело прошлое. В свое время об этом писали, ходило немало слухов. Ток-шоу "Арина" было полем боя для выяснения отношений больших начальников... А я вот сейчас смотрю, как подобного рода программы спокойненько идут на других каналах - и никаких проблем...
- Может, дело в рейтингах?
- Да нет, рейтинги были неплохие, особенно в регионах. Вот сейчас я много бываю за пределами столицы - там мое ток-шоу помнят до сих пор. Может, когда-нибудь и вернусь к этой программе, потому что идеология преодоления - это мне очень близко и по-человечески интересно. Говорят, добро не приживается на телевидении - не верю!
- Не так давно вы вели программу на Красноярском телевидении. Что дал вам этот опыт?
- Очень много! Вроде та же страна, те же люди, но вокруг творилось такое, что не покидало ощущение, будто все происходит в 1996 году, в период выборов Ельцина. Война за Красноярский край в моем сознании отпечаталась как детективный роман. С одной стороны, тамошняя политическая ситуация очень интересна на местном уровне, а с другой - было ощущение, что я нахожусь в Москве, по накалу страстей это была столица... Конечно, опыт огромный. Эти бесконечные перелеты из Москвы в Красноярск, бесценное общение с людьми, возможность разобраться в их отношениях. Если столичных политиков я более или менее знала, то там почти ни с кем не была знакома. Разве что кроме писателя Виктора Астафьева, генерала Лебедя... Мне было страшно интересно и хотелось "заразить" этим зрителей. Спрашивала, казалось бы, элементарное, но с неподдельным интересом: а вы кто? а вы какой? а вы зачем? Поэтому, наверное, и программу активно принимали.
- Ваше нашумевшее интервью с известным персонажем Пашей Цветомузыкой вы сами как расцениваете?
- Профессия журналиста предполагает в известном смысле всеядность. Неожиданное явление жизни, любой человек у журналиста вызывает интерес как материал для исследования. И то, что мне удалось сделать интервью с Павлом Стругановым, я считаю своей удачей.
- Сейчас вы работаете в "Добром утре" на ОРТ. Эта программа отвечает вашим представлениям о "добром" телевидении?
- Вполне. Иначе у меня опять возникли бы сложности с самоопределением на телевидении. Ощущаю себя вернувшейся домой после долгого отсутствия. Накануне понедельника думаю, как помочь людям начать неделю со светлым чувством, стараюсь дать положительный настрой.
- Считаете, что эта работа и есть пик вашей телевизионной карьеры?
- Ни о чем подобном никогда не думаю. Пик или не пик - какая разница? Мне комфортно, я самостоятельна в выборе тем для разговора, гостей, комментариев. На сегодняшний момент это меня удовлетворяет.
- Женщине на телевидении пробиться трудно?
- И мужчине тоже. Дело не в половой принадлежности. Если во власть женщине у нас попасть проблематично, то на телевидении не имеет значения - мужчина ты или женщина. Главное - быть сильной, сдержанной, уметь постоять за себя. Если этого нет, пиши пропало, дома сиди, кашу вари.
- На телевидении вы никогда не ощущали дискриминации?
- Я никогда об этом старалась не думать, и, полагаю, все, что у меня возникало, связано с моим независимым характером, вот и все.
- Часто приходится слышать, что телевидение не оставляет времени на дом, на детей, на личную жизнь. Как у вас?
- Бесспорно, это трясина, которая поглощает с головой. Но выбравший это дело обязан знать, на что идет. Не припомню случая, когда бы человек покинул телевидение по своей воле, при том, что многие сетуют на бесчеловечность телевидения. Для меня это моя жизнь, в которой все же находится место и для семьи, для моего уже взрослого сына, для каких-то домашних дел. Работа эта подстегивает, чтобы всегда держаться в форме, красиво выглядеть, следить за собой, просто быть в хорошем настроении. Все это как бы часть профессии.
- Передачи для женщин - чего, на ваш взгляд, в них не хватает?
- Спектр женских интересов в общем-то на телевидении отражен достаточно полно. Вроде все есть: мода, кулинария, семейные отношения, детские проблемы. Мне, например, нравится программа Оксаны Пушкиной, хотя ее часто упрекают за избыток "слез и соплей". На самом деле это своеобразное расследование женских судеб, откровенный разговор с теми, кто может совершить над собой усилие, чтобы преодолеть почти роковые жизненные ситуации. Именно этим программа привлекает.
Но вообще на телевидении не хватает лиц, которым бы я доверяла. В последнее десятилетие оно сильно помолодело, на экране появились люди, не обремененные ни жизненным, ни профессиональным опытом. Поэтому они зачастую наивны, некомпетентны, что меня раздражает.
- Среди нынешних телевизионщиков есть такие, которые могут служить для вас примером?
- Конечно, есть. Я всегда восхищаюсь Светланой Сорокиной и Татьяной Митковой. Это профессионалы высокой пробы.
- Ну а простые человеческие отношения вы с ними поддерживаете?
- Я бы не сказала, что мы дружим, но со Светой Сорокиной у нас всегда были добрые отношения. Понимаю, что вы имеете в виду: телевидение - такой террариум, где все друг друга едят поедом. Но это слишком большое преувеличение.
- Арина, а вы отмечали 8 Марта?
- А как же! Все же праздник - мужчины поздравляют, цветочки дарят. Но вообще-то глупо ощущать себя женщиной раз в году. Хотя наш президент за всех женщин мужчинам отомстил, когда сделал официальным праздником 23 февраля. Пускай теперь они тоже ощущают себя мужчинами только в этот день.