БИЛЛ, ТЫ МЕНЯ УВАЖАЕШЬ?

Расхожее утверждение "деньги не пахнут" (так сказал римский император Веспасиан, вводя налог на общественные туалеты) в наше время теряет смысл. Ныне мировой бизнес разделяется не только по направлениям, размеру или прибыльности, но и по степени "уважаемости". Американский деловой журнал Fortune составил очередной рейтинг 50 самых уважаемых международных корпораций, куда очень хотели бы попасть многие воротилы бизнеса, но, увы!..

Конечно, все 50 мест в списке заняли лидеры, крупнейшие корпорации мира. Но одних лишь денег недостаточно: Fortune оценивал репутацию и деловое реноме претендентов по таким критериям, как уровень инноваций, качество продукции, глобальность охвата, финансовая устойчивость, отношения с обществом, инвестиции в будущее и т.д. И российские компании в рейтинг не вошли.
Хочется спросить, почему? Но прямого ответа нет - ведь не объясняют какому-нибудь деловому партнеру, по какой причине его охотно приглашают на деловой обед в дорогой ресторан, но никогда не зовут "просто в гости" на домашние вечеринки, или почему за него никогда не выдадут замуж собственную дочь...
По деньгам, скажем, наш Газпром имеет все права на вхождение в этот рейтинг: если у нынешнего лидера топ-50 американской корпорации General Electric капитализация колеблется в районе 400 млрд. долларов, то у нашего газового гиганта она тоже немаленькая - 272,2 млрд. долларов на конец прошлого года. Прибавим к этому огромные запасы газа и нефти, надежность газоснабжения, солидное число благотворительных программ и т.д. Но - увы...
Вглядимся, правда, в одну особенность списка Fortune: из 50 корпораций лишь две - сырьевые-энергетические: Exxon-Mobil, известная за пределами США под названием Esso, и British Petroleum - то есть первая и вторая в мире нефтяные компании. Но в нынешнем топ-50 Exxon Mobil заняла лишь 18-ю строчку, а British Petroleum - лишь 36-ю. Подавляющее большинство компаний, включенных в число самых уважаемых в мире, занимается потребительским бизнесом высоких технологий. Хотя нельзя не заметить, что "самой высокотехнологичной" корпорации Microsoft отведено лишь 8-е место - позади не только компаний Procter & Gamble и Johnson & Johnson (хорошо знакомых российским домохозяйкам), но и ниже вроде бы давно побежденного конкурента - компании Apple.
Объяснение простое: рейтинг составлялся не по прихоти сотрудников Fortune, а на основе опроса сотен авторитетных представителей мирового бизнес-сообщества. Наверное, это лучший способ определения такого "бестелесного", но очень важного показателя компании, как репутация.
Для России слабым утешением остается тот факт, что, не попав в топ-50, две российские компании все-таки были зафиксированы в Большом рейтинге деловой репутации, который составлен из 350 компаний. Туда занесены два российских лидера: Газпром и Сургутнефтегаз. Как говорится, и на том спасибо.
Хотя обидно, что для мирового бизнес-сообщества наша экономика до сих пор ассоциируется с "малиновыми пиджаками": мол, торговать с ними можно, но отдать замуж дочь - ни за что.