100 ТЫСЯЧ ЗА "НЕПРАВДУ"

В Лондоне состоялся второй весенний аукцион современного русского искусства. Первый прошел год назад, и его успех побудил знаменитый аукционный дом Sotheby's повторить опыт.

На сегодняшний день объем продаж составил 4,1 млн. фунтов стерлингов. Установлено 17 ценовых рекордов, в том числе для художников, чьи работы попали на аукцион впервые.
Как и ожидалось, топ-лотом стала картина нонконформиста Олега Васильева "Перед закатом" (продана за 468 тыс. фунтов), живописующая памятник Ленину на фоне заходящего солнца. Ослепительный ореол вокруг головы вождя к краям полотна переходит в черную тень - с этим цветом у художника ассоциировалось мрачное будущее советского общества. Это полотно Васильев создал в конце 80-х сразу же после эмиграции из СССР. Кстати, тройку самых дорогих картин замыкает работа того же художника "Уход" (1978), которую купили по телефону за 180 тыс. фунтов. А на втором месте - картина Семена Файбисовича "Красота" (265 тыс. фунтов), где изображено первомайское шествие жизнерадостных трудящихся с красными флагами.
Список самых дорогих произведений продолжила работа Оскара Рабина "Неправда" (102,5 тыс. фунтов). В центре видна скомканная газета с названием "Неправда", которое выведено узнаваемым "правдинским" шрифтом. За 48,5 тыс. фунтов ушла с молотка картина Александра Косолапова, обыгрывающая дизайн пачки сигарет "Мальборо", где вместо этого лейбла латинскими буквами выписано имя Казимира Малевича. Даже незатейливый карандашный этюд Эрика Булатова "Не прислоняться" (1984) - подмосковный пейзаж, увиденный через двери электрички, - приобрели за 22 тыс. фунтов.
Нарасхват пошли работы московского концептуалиста Ивана Чуйкова, в которых мастер, по его признанию, пытался отобразить правду художественными средствами, включающими фантазию и реальность. Его полотна "Без названия" и "Окна" ушли в частные российские коллекции соответственно за 96,5 и 94,1 тыс. фунтов. А картина-фантазия Валерия Кошлякова "Версаль" приглянулась кому-то за 72,5 тысячи.
Спросом пользовались и опусы, созданные после 2000 года. Например, произвела фурор работа знаменитой артели четырех художников, подписывающихся "AES+F". На Sotheby's авторы, раскрученные в России, предстали впервые. Их презабавная скульптура "Девушка-воин N4" из позолоченной бронзы, созданная под впечатлением "Звездных войн", ушла за 120,5 тыс. фунтов. Не залежалась и картина Кати Филипповой "Марина Ладынина", изображающая знаменитую актрису на иконописный лад, в окладе, но в руках у звезды "Кубанских казаков" - розовый поросеночек.
Из выставленных на аукционе 153 лотов остались непроданными лишь 39. Причем все самое дорогостоящее попало в руки к россиянам. Это неудивительно: две трети покупателей - наши соотечественники. Специалисты Sotheby's подсчитали, что годовой оборот таких русских торгов за последние семь лет вырос с 6 млн. до 180 млн. долларов - в 30 раз. Аукционисты в Лондоне связывают это с подъемом российской экономики и рассчитывают, что тенденция продолжится и впредь. А вот специалисты-искусствоведы уточняют, что далеко не всегда цена, которую готовы платить наши коллекционеры, соответствует реальному художественному качеству покупаемых произведений. И порой в погоне за модой люди, не обладающие развитым вкусом, готовы платить сотни тысяч фунтов за откровенно конъюнктурные поделки.
реплика
"ЕСЛИ БУДЕТ СПРОС, ВЫСТАВИМ И ЦЕРЕТЕЛИ"
"Труд" попросил прокомментировать ситуацию главу российского представительства Sotheby's Михаила Каменского:
- Результаты оказались выше самых оптимистичных ожиданий. Конечно, на любом аукционе риск всегда присутствует, но в данном случае он был условным - популярность русского искусства в мире стремительно набирает обороты, и к нашим коллекционерам охотно присоединяются их коллеги из Европы и США.
- Подстегнул ли интерес к современному российскому искусству скандал с осенней выставкой Третьяковки в Париже, которую министр культуры РФ Соколов назвал позором?
- Заявление господина Соколова никак не повлияло на востребованность произведений, которые были включены в нашу коллекцию. Оно привлекло больше парижан к выставке - и только. Высказывания российских политиков, наверное, каким-то образом влияют на рынок искусства, но это должны быть деятели более высокого уровня.
- Вынашивает ли Sotheby's планы насчет современного реалистического искусства России?
- В глобальном масштабе нет. Работы Церетели продаются в наших коллекциях, как, впрочем, и картины Глазунова. Но торги Sotheby's никак не привязаны к конкретным названиям художественных школ. Все зависит от интереса коллекционеров и реакции рынка. Если будет спрос, то мы это выставим.