В Европе запретили умирать и общаться с Богом

Погоня за толерантностью все больше ставит Старый свет на порог правового абсурда

Погоня за толерантностью и безудержная защита прав различных меньшинств все более отчетливо ставят Старый свет на порог правового абсурда. Европейские власти массово принимают законы, которые противоречат не только основным принципам свободного общества, но порой и здравому смыслу. За последние дни принято сразу несколько таких решений. Первыми отличились британцы: кабинет министров запретил англичанам ношение нательных крестов в рабочее время. А затем на другом краю Европы мэр небольшой итальянской деревушки Фальчано дель Массико отказал ее жителям в праве «покидать пределы земной жизни» и ввел таким образом мораторий на смерть.

Шарлеруа: запретить все!

В июне 2010 года власти бельгийского города Шарлеруа попытались кардинальным образом решить проблему религиозной дискриминации в школах. Административный совет города полностью запретил ношение в коммунальных школах мусульманских платков и христианских крестов. Кроме того, под запрет попали любые символы политических, религиозных и философских атрибутов. По мнению бельгийских чиновников, табу на ношение религиозных символов должно избавить страну от бесконечных споров между приверженцами сект и церквей о том, кто кого оскорбляет своим видом.

Впрочем, христианские традиции в этой европейской стране все же взяли верх над светскостью современного общества и модным в последнее время мультикультурализмом. В июне 2010 года нижняя палата бельгийского парламента приняла первый в Европе закон, запрещающий ношение в стране женских мусульманских одеяний – паранджи и никаба. Правда, бельгийские парламентарии постеснялись связать этот закон с защитой культурного наследия страны и аргументировали его принятие тем, что мусульманские одежды не позволяют идентифицировать того, кто его носит.

Франция: приручение ислама

Более решительными в этом вопросе оказались власти соседней Франции. После того, как руководство страны фактически признало провал «мультикультурности», парламент принял ряд законов, ограничивающих архаичные обычаи мусульман.

В октябре 2010 года был принят закон, запрещающий ношение паранджи и хиджаба в общественных местах. Притом если бельгийские парламентарии запрещали мусульманские одежды, якобы для борьбы с уличной преступностью, то французские законодатели явно указали: стране не нужен «чистый» ислам палестинского или сомалийского образца: бывшая империя готова принять только цивилизованный культ французского разлива. Попытка приручить и цивилизовать учение пророка Мухаммеда выразилась в том, что штраф для женщин-нарушительниц в 150 евро, может быть заменен принудительным посещением лекций о нормах гражданского поведения. А вот братья и родители, которые принуждают мусульманку к ношению традиционных одежд, так легко не отделаются – закон предусматривает штраф в размере 30 тысяч евро или тюремное заключение сроком до года.

Осенью 2011 года французские власти сделали следующий шаг на пути построения ислама с французским лицом: был принят закон, запрещающий молиться в общественных местах. Формально этот запрет коснулся приверженцев всех религий, однако на практике ни христиане, ни иудеи под его нормы не попадают: ни те, ни другие никогда не демонстрировали стремления массово общаться со Всевышним на выходах из метро, перронах вокзалов и в тесных переулках старинных городов. Наиболее откровенно о целях этого закона высказался министр внутренних дел Франции Клод Геан: «Молитва на улицах оскорбляет чувства моих соотечественников и нарушает принципы секуляризма». И пообещал, что полиция будет применять силу по отношению к тем, кто посмеет совершать намаз в публичных местах. «Я лично буду следить, чтобы в этом вопросе соблюдалась буква закона», – заявил Геан журналистам.

Британия: собою можно быть всем, кроме христиан

Совершенно в ином направлении развивалась ситуация в Великобритании. Там наступление на права христиан началось еще в 2006 году, когда руководство крупнейшего авиаперевозчика British Airways отстранило от работы одну из своих сотрудниц – Надю Эвейду. Проступок женщины состоял в том, что она открыто носила распятие. Аргументируя свое решение, менеджеры British Airways заявили, что крест якобы не сочетается с дресс-кодом, принятым в компании. Оправдание оказалось весьма неубедительным: в Британии разрешено выполнять должностные обязанности в чалмах, хиджабах, тюрбанах, имея за поясом ритуальный кинжал и даже со священными четками на запястье. Ритуальная символика самых экзотических религий и малочисленных народов получила на берегах туманного Альбиона статус неприкосновенной. Любая, кроме христианской.

Англичане были возмущены столь открытой дискриминацией прав туземной религии: по стране прокатилась волна призывов бойкотировать услуги этого авиаперевозчика. Осудило поведение компании и правительство Тони Блэра. Тогда British Airways пришлось пойти на попятную: компания приняла новый дресс-код, где ношение креста уже не рассматривалось как нарушение трудовой дисциплины.

Впрочем, наступление на права христиан не было остановлено. Вскоре руководство одной из больниц уволило 56-летнюю медсестру Шерли Чаплин с безупречным 30-летним стажем работы, когда та отказалась спрятать крестик под служебную форму. Педагог-дефектолог Целестина Мба также потеряла работу, не согласившись по религиозным соображениям трудиться в воскресенье. Сотрудницу ЗАГСа Лилиан Лейдле уволили за то, что та не стала проводить церемонию бракосочетания двоих гомосексуалистов, заявив, что для христианки потворствование содомии – тяжкий грех.

В большинстве этих и других случаев британские христиане обращались в Европейский суд по правам человека и, как правило, добивались отмены незаконных решений. Но английская Фемида всячески препятствовала тому, чтобы эти люди получали компенсации, причитающиеся жертвам религиозной и этнической дискриминации.

Своеобразной вершиной этого процесса стало решение, принятое правительством Великобритании: теперь рабочим и служащим запрещено носить нательные кресты в рабочее время. Христиан, которые откажутся снимать распятия, теперь можно будет уволить на законных основаниях.