30 сентября 2016г.
МОСКВА 
13...15°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.40   € 70.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СТАЛЬНАЯ МАГИСТРАЛЬ - ТРАССА ЖИЗНИ

Кривошеева Мария
Опубликовано 01:01 14 Апреля 2000г.
Ну и что? - скажете вы. По масштабам это не БАМ, не Транссиб, даже не трасса Петербург - Москва. Но трудно переоценить значение этих 155 км рельсов и шпал для российской алюминиевой промышленности.

После распада СССР остались за границей глиноземные предприятия, снабжавшие сырьем российские алюминиевые заводы. Основной поставщик глинозема и бокситов у нас - Уральский регион. Но уже разработанных месторождений катастрофически не хватает. Дефицит глинозема и бокситов составляет сейчас 3,6 - 3,8 млн. тонн в год и покрывается за счет импорта, в том числе из дальнего зарубежья. Понятно, что изыскание собственного дополнительного источника сырья способно в определенной мере поддержать российского производителя. И такой источник был найден еще в 70-е годы. Это богатейшие месторождения бокситов на Среднем Тимане в Республике Коми.
Средний Тиман - это уникальный природный комплекс. Общий объем тиманских бокситов составляет более трети всех разведанных запасов России. В них содержится более 52 процентов глинозема, а небольшая глубина залегания (от 0,2 до 50 м) позволяет вести разработку месторождений открытым способом. Помимо бокситов (в том числе огнеупорных, поставляемых сейчас в Россию из-за рубежа по цене более 100 долл. США за тонну), тиманские недра хранят большие запасы коксующихся углей, марганцевых и титановых руд. И работы по поиску и разведке полезных ископаемых на Среднем Тимане еще продолжаются.
Казалось бы, чего больше: есть доступное и недорогое сырье для производства алюминия, да и для других нужд. Но тут встает вопрос транспортировки добытого. От действующей трассы Северной железной дороги рудник отстоит на пресловутые полторы сотни километров. Именно поэтому добыча бокситов до сих пор велась там с декабря по апрель, поскольку в этот период продукция могла перевозиться большегрузным автотранспортом по зимнику на промежуточный склад. Понятно, что это обстоятельство существенно сужало перспективу развития месторождения. А как раз с ним связан не только подъем в производстве российского алюминия, но и оживление экономики края, создание новых рабочих мест, возможность реализации многих социальных программ. На русском Севере издавна вся жизнь привязана к дорогам и рекам, использование которых, к сожалению, ограничено сезонными факторами. Отсюда и значение этих 155 км железнодорожного пути в глухой тайге.
Инициатором и основным инвестором строительства выступило ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" (СУАЛ). Наряду с реализацией Программы развития экономики Республики Коми эта компания СУАЛ является главным акционером ОАО "Боксит Тимана", добывающего бокситы. В структуру компании входит и Уральский алюминиевый завод (УАЗ), производящий как глинозем, так и собственно алюминий на основе тиманского сырья. Поэтому СУАЛ кровно заинтересована в максимальном использовании потенциала Среднего Тимана. Но в данном случае мы наблюдаем пример того, как коммерческие интересы частной компании служат благу целого региона. Не случайно глава Республики Коми Юрий Спиридонов назвал строительство железнодорожной ветки, соединяющей Средне-Тиманский бокситовый рудник со станцией Чиньяворык Северной железной дороги, "великим проектом". Надо отметить его высокие экологические стандарты. Во всем мире за последнее время наметилась тенденция замены автомобильных дорог железными: с ростом грузооборота меньше страдает окружающая среда. В ногу со временем идут и строители новой дороги в России. Например, ни один из 15 мостов трассы не нарушит привычной жизни обитателей рек. А ведь в этих местах находятся нерестилища ценнейших пород рыб. Заказчик строительства - компания СУАЛ безоговорочно пошла на удорожание строительства ради сохранения природных богатств края. Разработчиком проекта выступил Государственный проектно-изыскательский институт Ленгипротранс, на счету которого более 10 тыс. км новых железных дорог, построенных в различных природно-климатических и инженерно-геологических условиях. А осуществлять строительство будут не менее опытные сотрудники корпорации "Трансстрой", не понаслышке знакомые с суровыми условиями Севера.
Пусть кто-то считает, что 155 км железнодорожного полотна - мелочь в масштабах огромной страны. Но эта дорога - символ развития российской экономики и пример нового отношения частного капитала к нуждам регионов.


Loading...

Госдеп пригрозил России терактами из-за позиции по Сирии.