ПАСХАЛЬНАЯ МИССИЯ

Почти у каждого русского человека, даже не посещающего храм, с днем Светлого Христова Воскресения связано нечто такое, от чего теплее становится на душе, благожелательнее - отношение к миру и ближним. Ну а для верующих Пасха - Праздников Праздник и Торжество из Торжеств, самый светлый день в году, когда повсюду раздают взаимные приветствия: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!", за которыми следуют троекратные лобызания. Но всегда ли эти наши возгласы осмысленны, сознаем ли мы, какое глубочайшее содержание за ними скрывается? На мой взгляд, в этот день особенно полезно обратиться к мыслям угодников Божиих, светоносных людей, носителей постоянно пасхального жизненного настроя.

Вспомним: один из величайших русских святых преподобный Серафим Саровский в любое время года, принимая ищущих его совета и благословения, неизменно встречал их пасхальным приветствием: "Христос воскресе!". Он, прошедший через горнило невиданных испытаний, физических страданий и обид, подолгу державший строгий пост (и даже питавшийся три года одной только травой снытью), но зато удостоившийся видения Господа, Божией Матери и святых апостолов, всегда был на людях бодр, приветлив, радостен, а потому и мог вселять в других радость и веру.
А мне выпало счастье видеть и, более того, иметь в течение нескольких лет (до его блаженной кончины) духовным отцом человека такого же склада - схииеромонаха Сампсона (в миру граф Эдуард Сиверс), которого еще при жизни многие почитали святым. Он тоже часто приветствовал приходящих к нему словами "Христос воскресе!", хотя день был не пасхальный, так же нередко начинал свои письма духовным чадам - и не потому, что подражал преподобному Серафиму, а потому, что на самом деле постоянно ощущал себя живущим в атмосфере Светлой Седмицы. Глядя на него, радостного (что не мешало ему быть при необходимости строгим наставником) и бодрого (хотя он пережил расстрел и семнадцать лет тюрем и лагерей, а также огорчений на почве непонимания со стороны приверженцев обрядовой стороны веры), человек начинал понимать, что значат эти приветствия, часто нами повторяемые бездумно.
Христос воскрес не только 1968 лет назад - Он воскресает всякий раз в душе каждого человека, который прозревает и начинает понимать смысл учения Спасителя, какой дорогой ценой мы прощены, спасены и искуплены. И в пояснениях батюшки Сампсона это учение представало не только как набор догматов и обрядов, но и как кодекс подлинно человеческого поведения. Например: "Боязнь огорчить человека - это и есть христианство. Как мы боимся огорчить Господа Бога (если есть постоянное чувство вездеприсутствия Божия), то надо и людей так же - как бы не огорчить, не обидеть. Не опечалить! Это первейшая забота христианская, это мерка христианства. Чтобы владеть этой меркой, надо быть мирным с Богом, а это зависит от молитвы... Вот почему раньше не спрашивали: "как ваше здоровье?", а спрашивали: "как у тебя сегодня молитва?" - это мерка здоровья души и тела и залог вечного спасения". А как проверить, хороший человек или нет (и так будут его судить на Страшном Суде)? "Жертвенностью... Жертвенность - это и есть показатель любви". "Что такое молитва? Слияние сердца с Богом через ум". На Страшном Суде "никакие условности, акафисты, каноны, поклоны, хождения в церковь не помогут! Если сердце не участвовало! По-заученному ты ходил в церковь, поклоны клал механически - ты цирковой мастер". "Эти наши чтения акафистов, канонов, Псалтири, Евангелия - это все дело пустое, если оно нас не делает мягкими, нежными, любящими, плачущими. Это вычитывание будет нам только в осуждение". "Любить надо Господа Вездесущего. Не только желанием и мысленно, а поступком".
Часто ли мы слышим подобное? Можно без конца приводить суждения отца Сампсона по поводу того, что "мы не учились христианству на земле, а заменили все это обрядами и формой". И когда поймешь эту суть учения Спасителя, тогда и совершится в твоей душе Воскресение Христово. Не случайно духовные чада батюшки, выходя от него после исповеди (а она могла продолжаться несколько часов), чувствовали себя как после "бани, омывающей совесть".
Замечу, что христианская Пасха - это праздник, самый укорененный в истории, берущий начало от дня Тайной Вечери, когда Господь учредил таинство Евхаристии (причащения) и дал Своим ученикам новую заповедь - любить друг друга и даже быть готовыми отдать душу (жизнь) свою за друзей своих. А у нас ее стали отмечать со дня Крещения Руси. И тем не менее каждый раз Пасха празднуется особо, потому что перед последователями Христа стоят новые задачи.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал наши дни временем "второго Крещения Руси". Многие из нас свои надежды на столь желаемое всенародное единение связывают именно с возвращением к вере предков, с тем духом соборности, какой был воспитан в нашем народе верой в Христа. И часто можно услышать вопрос: "Почему в России наблюдается подлинное нашествие сектантов и проповедников совершенно чуждых нашему народу религий, а православные батюшки и архиереи почти не выходят за стены своих храмов, не "идут в народ" с проповедью слова Христова, как бы без боя отдавая паству, какая уже есть и какая должна еще быть, этим волкам в овечьей шкуре?"
Священноначалие Русской православной церкви обычно отвечает примерно так...
На протяжении веков наша духовная жизнь протекала практически в рамках церковного прихода, и до революции народ, почти поголовно верующий, сам шел в храмы. В советское время действующих храмов осталось мало, и верующие тоже шли в них сами, да и деятельность батюшек вне церковной ограды, мягко говоря, не поощрялась. Сейчас восстановлено множество храмов, но люди в них не идут, а батюшки ведут себя, как встарь: сидят и ждут прихожан. А нужно возрождать православную миссионерскую деятельность. Ведь Господь перед Своим Вознесением на Небо дал ученикам наказ: "Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами до скончания века. Аминь". Этот наказ нашего Спасителя сегодня актуален как никогда. Церковная миссия - это движение духовенства навстречу людям везде, где они нуждаются в слове Божием: в городах и селах, в воинских частях и на кораблях, на транспорте и в местах лишения свободы. Сейчас эта работа только начата и идет с огромным трудом - не хватает священнослужителей...
Хотелось бы к такому объяснению сделать одно добавление. Миссионерство - это дело не одних только священнослужителей. "Второе Крещение Руси" проходит совсем не так, как проходило первое, когда святой равноапостольный князь Владимир призвал киевлян войти в воды Днепра, а приглашенные из Византии священники совершили положенный в таких случаях обряд. Сейчас нужна индивидуальная работа с миллионами наших соотечественников, и она будет непосильной для священников, если даже их численность увеличится десятикратно. Выход тут один: к миссионерской деятельности нужно активно привлекать мирян.
Предположение это не ново, оно выдвигалось рядом священников и богословов, учитывавших, что среди мирян сейчас есть не просто грамотные, но и очень опытные проповедники, к тому же живущие строгой христианской церковной жизнью.
Известный ученый, мыслитель и священнослужитель Сергий Булгаков в своей книге "Православие" писал: "Мирянство можно рассматривать также как некий церковный сан, облекающий его носителей достоинством христианского звания: "народ Божий, царственное священство"... Даже во время пребывания на земле святых апостолов проповедь христианства совершалась верующими независимо от того, являлись ли они носителями церковного сана... Миссия христианская не только не связана с иерархическими преимуществами, но составляет долг и достояние каждого христианина... Мы найдем многочисленные свидетельства в Слове Божием, что и миряне... принимают участие в учительстве, так что существует даже особый дар учительства... " И лишение мирян этого права "превращает паству в стадо".
Я хорошо помню рассказы экскурсовода Кирилло-Белозерского музея-заповедника (прославленного в древности монастыря) Валерия Рыбина, которые превращались во вдохновенную и во всех отношениях грамотную проповедь учения Христа, и встречал людей, которые и спустя годы могли повторить их чуть не дословно. И таких потенциальных миссионеров-мирян у нас многие тысячи, возможно, даже в большей степени, чем иные священники, готовых к миссии. Будем откровенны, прав был отец Сампсон, когда говорил своим духовным детям: "Пастырь - это воспитатель и предстатель, и разрешитель. Три миссии на его плечах. А сейчас они никакой миссии не несут. Они требоисполнители, и больше ничего. И мы для них не родные. А пастырь имеет своих родных, как вы для меня".
Вот когда на поприще миссионерства выйдет весь грамотный православный народ, тогда Пасха действительно станет всеобщим и самым великим праздником и на приветствие "Христос воскресе!" вся Русская земля единодушно откликнется: "Воистину воскресе!"