НА ТОРМОЗАХ

Председатель Парламентского собрания Союза России и Белоруссии, спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, выступая на 25-й сессии Парламентского собрания, которая состоялась в Москве, заявил: "Процессу принятия Конституционного акта необходимо придать новый импульс и выработать алгоритм нашей дальнейшей совместной работы. Нельзя так долго эксплуатировать интеграционные ожидания братских народов Белоруссии и России"... О том, что тормозит процесс единения России и Белоруссии, говоритв беседе с корреспондентом "Труда" председатель Комитета Совета Федерации РФ по делам СНГ Вадим ГУСТОВ:

- У нас образовались серьезные экономические расхождения. В Белоруссии, к примеру, только 20 процентов хозяйствующих субъектов прошли приватизацию. Это в основном мелкие предприятия. Средние и крупные принадлежат государству. И эти предприятия, в частности, нефтеперерабатывающие, требуют вложения больших финансовых средств, чтобы перейти на более глубокую переработку. У Белоруссии таких денег нет, а кто будет вкладывать? Эта проблема в какой-то степени тормозит интеграцию, развитие экономического блока.
- Судя по заявлению Бориса Грызлова, были проблемы с подготовкой Конституционного акта?
- Возникали спорные вопросы. Тогдашний спикер Госдумы Геннадий Селезнев согласовывал их с Владимиром Путиным, а председатель белорусской нижней палаты Вадим Попов - с Лукашенко. Вместе с юристом прописывали детали. Сейчас такая конституция, по сути, готова. Один экземпляр у Путина, другой - у Лукашенко. Мы заложили модель: будут верхняя и нижняя палаты и правительство Союзного государства. Сейчас эти функции выполняет исполнительный комитет, который возглавляет Павел Бородин. Союзный бюджет на этот год в доходной и расходной частях составит более 2 млрд. 650 млн. рублей, что на 210 млн. рублей больше, чем бюджет 2003 года. Будет единый руководитель правительства Союзного государства - по такому же принципу, как в ЕС. Решили оставить совет глав государств, в который войдут два президента, два премьер-министра и руководители верхней и нижней палат парламентов - итого восемь человек. Это будет высший госорган, который принимает стратегические решения. Единого президента не будет.
- А как обстоят дела с введением единой валюты? Кажется, и этот процесс тормозится?
- Белоруссия активно торпедирует решение этого вопроса. Власти страны требуют компенсации в размере более двух млрд. долларов за ввод республики в рублевое пространство. Это совершенно необоснованные цифры. По вине Белоруссии разговор о единой валюте направили в плоскость дебатов: "переводить или не переводить?" Но здравый смысл говорит: обе стороны выиграют от введения единой валюты. Ведь не надо будет проводить конвертацию, создавать новые службы. Это упростит жизнь. Процентов на 20 - 30 возрастет товарооборот, как, например, в Европе после введения евро. Единая валюта снимет препоны для движения товаров, капитала. Думаю, что надо сесть за стол переговоров и взвесить все "за" и "против". Группа наших единомышленников считает, что Союзное государство должно быть. Причин много: и экономические, и политические, и военно-политические.
- Следует ли России в дальнейшем использовать такие рычаги, как отключение газа в Белоруссии?
- Да никто и никогда не стал бы заниматься подобным, если бы Белоруссия не переоценивала стоимость своей газопроводной системы. Ведь когда предложили поделить акции между странами "50 на 50", все было четко оговорено. Но Белоруссия вдруг заявила, что один процент они хотят передать трудовому коллективу. Тем самым у них получается 51 процент, а у нас 49. Кто же в такой ситуации будет вкладывать колоссальные средства? И пошел разговор, как говорится, на "встречном курсе". Сейчас Лукашенко заявляет: мол, платите за транзит, за железнодорожные перевозки...
- А может, и Запад подталкивает к конфликту - он ведь заинтересован в том, чтобы нас поссорить?
- Да, ощущается стремление Запада к тому, чтобы Союзное государство так и не состоялось. Кстати, капитал Польши и Германии участвует в экономике Белоруссии намного активнее нашего. И Минск заигрывает с ними. Но если это шатание белорусских властей при выборе дальнейшего курса не прекратится, поверьте мне, Западом будет сделано все, чтобы трещина в наших отношениях стала еще больше. Все понимают: чем глубже противоречия между Россией и Белоруссией, тем труднее будет идти процесс интеграции не только наших стран, но и в целом на пространстве СНГ.
- Так что же, процесс создания Союзного государства остановился?
- Основание для трезвого оптимизма все же есть. В прошлом году товарооборот между нашими странами вырос с 8 до 12 млрд. долларов. Да и два крупных нефтеперерабатывающих завода в Белоруссии вряд ли купит какая-то иностранная бизнес-структура, ведь все сырье идет из России. Эти заводы хотели приобрести многие наши фирмы, но Белоруссия окончательного решения так и не приняла, хотя у наших нефтяных компаний деньги есть.
- Кому выгоднее объединение в Союз - России или Белоруссии?
- Обоим государствам. Для нас Белоруссия как стратегический партнер неоценима. В прошлом году мы прокачали через ее территорию более 40 млн. тонн нефти, приличное количество газа. И при нормальном развитии Союзного государства, при правильной ценовой политике газового концерна мы могли бы создать определенные предпосылки для строительства как минимум десятка крупных газоперерабатывающих заводов и на нашей территории, и на территории Белоруссии. Это даст колоссальное количество продукции, которая сегодня востребована Западом.
Сейчас с учетом того, что приватизация в Белоруссии искусственно сдерживается, 80 процентов ее сельскохозяйственных предприятий - убыточные. Почти 50 процентов предприятий промышленности тоже в убытке. Я не хочу критиковать политику Лукашенко. За счет сильных волевых решений он удержал от развала экономику Белоруссии, и сейчас она - первое государство на пространстве бывшего СССР, которое вышло на рубеж 90-х годов по уровню промышленного производства. И если вовремя появятся законы по приватизации, то российские предприятия активно пойдут на белорусский рынок. От этого выиграют опять же обе стороны.
Но нельзя все мерить только экономикой и выгодой. У нас во многом общая культура, общая история, единые корни. Об этом тоже не стоит забывать в заботах о создании Союзного государства.
Беседу вела