ПРИСЯЖНЫЕ ПРОСЛЕЗИЛИСЬ...

Оправдательный приговор, вынесенный судом присяжных по громкому уголовному делу красноярского ученого Валентина Данилова, продолжает будоражить общественность. Одни, в основном представители правозащитных организаций, торжествуют победу над "шпиономанией", другие - профессиональные юристы и сотрудники правоохранительных органов - считают, что суд с участием присяжных заседателей нарушил нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ и вынес неадекватный приговор. Красноярская краевая прокуратура внесла кассационное представление на оправдательный вердикт ученому-физику.

ЗА ЧТО КИТАЙЦЫ НАГРАДИЛИ ФИЗИКА?
При обыске в квартире Данилова была обнаружена странная вещица - нагрудный знак "За героическую борьбу", которым, как оказалось, русский ученый был награжден китайской аэрокосмической корпорацией. За какой же героизм награда?
Обвиняли ученого в государственной измене в форме выдачи представителям иностранного государства сведений, составляющих государственную тайну. Начальник отраслевой научно-исследовательской лаборатории "Космофизика" Красноярского государственного университета Данилов для сотрудников института физики города Ланчжоу стал неоценимым "кадром": возглавляемая им лаборатория была одним из ведущих российских центров, занимавшихся важными оборонными разработками. Здесь вели поиск способов защиты космических спутников от ядерного, лазерного и пучкового оружия.
Чтобы не рисковать колоссальными средствами (на создание одного спутника требуется не менее 1,5 миллиарда долларов), космические аппараты проходят своего рода наземную апробацию. Для этой цели создан уникальный имитатор комплексного космического воздействия на элементы спутников и космические летающие аппараты, воспроизводящий реальные факторы космической сферы, - вакуум, космический ветер, рентгеновское излучение, температуру, электризацию и так далее.
Китай, отстающий от России в освоении космических разработок на 10-15 лет, был рад заполучить предложенную Даниловым специальную технологию, резко повышающую жизнестойкость космических аппаратов, оценив услуги ученого только в качестве первого аванса в 36 тысяч долларов США.
Данилов передал китайцам в обобщенном виде все разработки, которыми лаборатория занималась последние десять лет. Предложил зарубежным партнерам широкий выбор. И те выбрали то, что в самой России строго засекречено. Неудивительно: всекитайская импортно-экспортная компания точного машиностроения, с которой вступил в альянс русский физик, в основном выполняет заказы Народно-освободительной армии Китая. И тут становится понятным смысл нагрудного знака, врученного китайцами Данилову.
Таков вкратце состав преступления. Расследование, которое велось более двух лет, было достаточно сложным. Обвиняемый категорически отрицал свою вину, заявлял, что все материалы, переданные им китайцам, не содержали никаких секретов и были им почерпнуты из открытой печати. Однако перечня источников добытой им информации следствию он представить так и не смог, а экспертизы, проведенные учеными нескольких университетов Москвы и Санкт-Петербурга, однозначно установили: данные, переданные Даниловым за рубеж, составляют государственную тайну.
Чем же руководствовались присяжные заседатели, вынося оправдательный вердикт? Видимо, оценивали представленные им материалы расследования не с профессиональной точки зрения (не имея необходимых знаний и опыта, они это сделать просто не в состоянии), а, как говорится, на уровне обыденного сознания. Видимо, прав руководитель научно-исследовательской части Красноярского университета Сергей Первухин, считающий, что присяжные в принципе не могут рассматривать дела, связанные с защитой интеллектуальной собственности и охраной гостайны. "Некомпетентность присяжных, - говорит он, - позволяет судам выносить необоснованные оправдательные приговоры. В такой сфере, как защита интеллектуальной собственности и охрана государственных секретов, нельзя руководствоваться эмоциями".
Что касается эмоций. Говорят, в завершающем судебном заседании 29 декабря прошлого года участвовало 12 присяжных заседателей - 8 женщин и 4 мужчины. Защита четко просчитала ситуацию, и последнее слово адвоката, по сути, было обращено именно к женским сердцам. Адвокат бил на то, что, мол, скоро все мы сядем за новогодние столы в кругу семьи, нам будет хорошо и весело, а вот бедного подсудимого ждут тюремные нары. Некоторые из дам - присяжных заседателей, по словам очевидца, даже слегка прослезились...
МОШЕННИЧЕСТВО ОБЫКНОВЕННОЕ
Но Данилову было предъявлено и еще одно обвинение. Маститый ученый уличен в элементарном мошенничестве.
Вот что говорит заместитель начальника следственного отдела Красноярского регионального управления ФСБ РФ Владислав Добров:
- Данилов рассказал руководству Красноярского государственного технического университета, куда он перешел работать, об имеющейся у него возможности заключить контракт с китайской стороной. Не заподозрив обмана, ему дали разрешение, но попросили сделать перевод на русский язык того технического задания, которое им составлено вместе с китайскими коллегами. То есть в доступной форме показать, что конкретно представляет собой совместная работа с китайцами. Данилов переводит текст, однако исключает из него все, что касается космической тематики. А это, простите, уже подлог.
Вскоре на банковский счет техуниверситета поступило из КНР 36 тысяч долларов. Как распорядился ими Данилов? На бумаге деньги вроде бы пошли на те приобретения, которые предусмотрены контрактом. На деле же было совершено мошенничество. Судя по бухгалтерским документам, кое-какое оборудование вроде бы было закуплено, но отправлено дочерному предприятию "Развитие", что действует в Железногорске. Однако там разводят руками: до нас ничего не дошло, ищите в Красноярске.
Якобы закупленное по контракту оборудование следствию до сих пор никто предъявить не может. В результате же расследования выяснилось, что, используя подложные документы, часть которых Данилов изготовил лично, он сумел конвертировать доллары и через московские фирмы-однодневки обналичить 466 тысяч рублей. То есть бухгалтерия техуниверситета добросовестно перечислила этим, по сути, подпольным фирмам "китайские деньги", которые затем были сняты с банковских счетов, доставлены "наличкой" в Красноярск и вручены Данилову, как говорится, из рук в руки.
А КАК У НИХ?
Ну не парадокс ли? За, скажем, 5 тысяч украденных рублей виновнику по закону грозит лишение свободы. А в Красноярске присяжные заседатели хищение почти полумиллиона посчитали пустяком и отпустили подсудимого с миром на все четыре стороны. Под чьим давлением, почему? Может быть, здесь и кроется то, что прокуратура подразумевает под формулировкой "нарушение нормы УПК РФ"?
Институт присяжных заседателей - норма, конечно, демократическая, это как бы объективный контроль самого народа над судопроизводством. На деле же, к сожалению, присяжные порой сами нарушают главный правоохранительный принцип, требующий неотвратимости наказания за совершенное противозаконное деяние. И если в уголовных делах, связанных со шпионажем и покушением на интеллектуальную собственность, ошибки судов присяжных можно объяснить недостатком подготовленности "людей с улицы", то как быть в случае с отпущением мошеннических грехов? Возникает вопрос: а все ли ладно в нынешнем российском судопроизводстве? Стоит ли привлекать присяжных к рассмотрению всех уголовных дел и не надо ли присмотреться к тому, какую роль играет этот институт в демократических государствах?
ДОСТОВЕРНО
В США судом присяжных разрешается лишь 2-3 процента всех уголовных дел и до 8 процентов дел по наиболее опасным для общества преступлениям.
Сходство европейских судов присяжных с российскими сводится лишь к названию. В Старом Свете они построены на профессиональной основе. Суды, как правило, состоят из трех профессиональных судей и нескольких присяжных. Привлеченные к судебному рассмотрению лица вопрос о виновности решают совместно с профессиональными судьями, под их контролем. Во Франции, Греции, Японии, где ранее существовали подобные нынешним российским суды присяжных, от них давно отказались. Во Франции, например, состав суда, рассматривающий дела о наиболее опасных преступлениях, состоит из трех профессиональных судей и жюри присяжных, принимающих по всем вопросам совместное решение.
Решение суда присяжных в Италии, согласно законодательству, должно быть мотивированным, причем эта мотивация излагается не представителем граждан, а одним из профессиональных судей. Европейские ученые и юристы-практики крупными недостатками судов присяжных считают их необъективность, подверженность эмоциям, беспомощность в исследовании доказательств.