10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВСТРЕЧИ В БЕСКРАЙНЕМ КОСМОСЕ

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 14 Апреля 2004г.
Владимир Сыромятников - конструктор космических систем, мировой авторитет в своей области, один из создателей уникальных стыковочных агрегатов, без которых корабли не смогли бы причаливать к орбитальным станциям. Он начал работать на сверхсекретном ракетостроительном предприятии в подмосковных Подлипках почти полвека назад. Тогда, весной 1956-го, в Опытном конструкторском бюро, которое возглавлял Сергей Павлович Королев, только начиналось проектирование первых искусственных спутников нашей планеты. А до исторического прорыва за пределы Земли первого человека - Юрия Гагарина оставалось еще 5 лет. Старт корабля "Восток", вызвавший восторг миллионов землян на всех континентах, молодой инженер Сыромятников отпраздновал со своими товарищами на заводе, который на десятилетия стал для многих из них вторым домом. Тогда они и представить не могли, какие удивительные проекты им суждено будет претворять в жизнь...

Даже сегодня мало кто знает, что американские многоразовые корабли оснащены российскими стыковочными агрегатами. Именно они сделали возможным причаливание "шаттлов" к работавшему на орбите российскому комплексу "Мир" и к нынешней Международной космической станции (МКС). Почему же Штаты использовали российскую технику? В начале 90-х годов руководители NASA сделали трудный выбор: они решились оснастить свои "шаттлы" российскими стыковочными системами. Предпочтение отдали агрегатам, созданным в те годы для "Бурана" в НПО "Энергия" (американская система существовала только на бумаге).
А началось сотрудничество в этой сфере с NASA в начале 70-х, когда решили состыковать на орбите наш "Союз" и американский "Аполлон". После окончания "холодной войны" Сыромятников по нескольку раз в год снова начал летать в Штаты. Он стал, можно сказать, "своим человеком" в Хьюстоне и других космических центрах США. Заокеанские друзья, симпатизируя русскому конструктору, иногда в шутку называют его "Биг Чиз" (Большой Сыр), намекая на фамилию. Россиянин не обижается. Он ценит юмор, и сам не прочь подшутить над кем-нибудь. Сыромятников свободно владеет английским, быстро находит общий язык (в прямом и переносном смысле) с зарубежными коллегами.
О своих регалиях (лауреат Ленинской премии, заслуженный деятель науки и техники, действительный член Международной академии астронавтики, профессор... ) говорить не любит. Зато недавно удивил коллег, выпустив интересную пятисотстраничную книгу "100 рассказов о стыковке", посвященную развитию советской космонавтики и американской астронавтики. В 70 лет полон энергии и планов. Летом его нередко можно увидеть за рулем: водительский стаж - 48 лет. И также уверенно руководит отделением электромеханики и больших космических конструкций в РКК "Энергия". Вот как оценивает вклад конструктора один из корифеев отечественной космонавтики, академик Борис Черток: "Сегодня без преувеличения можно говорить о "школе Сыромятникова". Есть нечто символическое в том, что созданные в нашей стране стыковочные системы соединяют космические объекты России и Америки. В широком плане мосты сближения, взаимопонимания нужны и на Земле.
- Владимир Сергеевич, что представляют собой российская стыковочная система, которой оснащены все нынешние американские космические корабли?
- Это солидная конструкция, в которую входит АПАС - андрогинный периферийный агрегат стыковки. Хитроумный электромеханический агрегат весом 300 килограммов с трехлепестковым кольцом, девять электронных приборов, 70 электрических кабелей, а также пульт управления, установленный в кабине астронавтов. АПАС - основа системы. Странное слово "андрогинный" позаимствовано из греческой мифологии. Там андрогинами были двуполые существа. Самый первый из них - Гермафродит, сын Гермеса и Афродиты. По просьбе нимфы Салмакиды, страстно влюбленной в Гермафродита, боги слили ее с ним... Спрашивается, при чем здесь космическая техника? Чтобы ответить, необходим короткий исторический экскурс. При стыковке на орбите корабля и станции с самого начала использовались конструкции типа "штырь - конус". На корабле "Союз", например, имелся в носовой части штырь, а на станции "Салют" - приемная "воронка". Вот в эту "воронку" и должен был попасть штырем причаливающий корабль. Когда начали договариваться о "рандеву" в космосе "Союза" и "Аполлона", специалисты предложили создать новое стыковочное устройство. Помимо необходимости устранения некоторых недостатков, были и другие соображения. Систему "штырь - конус" специалисты называют еще "папа - мама". Так вот, ни одна страна не захотела, чтобы ее корабль использовался в роли "мамы". Тогда и решили разработать андрогинные устройства (АПАС), которые бы не имели ни штыря, ни конуса.
АПАС может выполнять при стыковке как активную, так и пассивную роль. Любые два корабля, оснащенные АПАСами, могут состыковаться друг с другом, а два корабля со "штырями" соединиться не в состоянии никогда. Новая конструкция была разработана и испытана еще в первой половине 70-х. Преимуществом ее было и то, что центральная часть, где расположен тоннель для перехода космонавтов из корабля в корабль, не была загромождена механизмами (в отличие от неандрогинных конструкций). В июле 1975-го "Аполлон" и "Союз", оснащенные АПАСами, сблизились, состыковались, образовав единую жесткую конструкцию. Через полтора десятилетия эти идеи и опыт пригодились, когда было принято решение о реализации совместных с США программ: о полетах американских шаттлов к нашему орбитальному комплексу "Мир" и строительстве Международной космической станции. Для МКС были созданы даже гибридные конструкции - агрегаты, имевшие штыри, конусы и периферийные кольца.
Сегодня три оставшихся американских многоразовых корабля ("Дискавери", "Атлантис" и "Эндевор") оборудованы нашей системой АПАС. Такие же агрегаты установлены и на МКС. Российскую технику по достоинству оценили специалисты всего космического сообщества - Америки, Европы, Азии.
- Где изготавливались эти стыковочные агрегаты - в России или же по нашим чертежам в США? Кто занимается профилактическими осмотрами?
- Изготовлены АПАСы в нашей стране. Испытательное оборудование для них тоже привезено из России. Наши специалисты принимают участие в предполетных испытаниях каждого многоразового корабля в Космическом центре Кеннеди во Флориде. И во время всего полета "шаттла" к МКС (как и в 90-е годы к "Миру") работники "Энергии" находятся в Хьюстоне, внимательно анализируют поступающую телеметрическую информацию. Кстати, недавно из США вернулись два наших инженера, которые вместе с американскими коллегами проводили плановые испытания и инспекцию АПАСов, установленных на "шаттлах". Несмотря на то, что пилотируемых полетов в этом году не предвидится, подобные проверки должны проводиться регулярно.
- Могут ли "шаттлы" причаливать не только к МКС, но и соединяться друг с другом?
- На многоразовых кораблях установлены агрегаты, изначально предназначавшиеся для российских "Буранов". Но в отличие от "Бурана" американские орбитеры, увы, не могут состыковаться друг с другом. Для этого необходимо выдвинуть АПАС таким образом, чтобы он смог "дотянуться" до своего андрогинного "брата". Когда в 1992-м только начиналась программа "Мир" - "шаттл", мы предлагали американцам специальный выдвижной тоннель, но они отказались, решив упростить себе задачу. О том, что АПАСы могут пригодиться для спасения астронавтов, тогда мало кто думал.
- Имел ли стыковочный узел американский корабль "Колумбия", потерпевший катастрофу при возвращении на Землю в феврале прошлого года?
- Нет. Тот трагически закончившийся полет был последним перед намечавшимся оснащением "Колумбии" средствами стыковки. Этот орбитер должен был включиться в строительство и обслуживание МКС, заменив "Дискавери" на время его длительной профилактики и модернизации.
- Можно было бы спасти "Колумбию" при наличии у нее АПАСа? Например, пристыковать к МКС и вывести на станцию экипаж?
- Наклонение орбиты у "Колумбии" было иным, чем у МКС, и осуществить маневры сближения со станцией в любом случае не представлялось возможным. Но теоретически имелся другой путь спасения. Комиссия под председательством адмирала Геймана изучала после катастрофы некоторые варианты, в том числе и запуск другого орбитера "Атлантис". Его старт планировался по графику на 1 марта (для полета к МКС), но в принципе можно было бы, ускорившись, запустить корабль и до 10 февраля. Под давлением комиссии Геймана специалисты NASA признали, что сценарий спасения (с переходом экипажа из "Колумбии" в "Атлантис" через открытый космос) был хотя и очень трудным, но выполнимым...
- В последнее время все чаще появляются высказывания специалистов о том, что "шаттлы" по уровню обеспечения безопасности астронавтов значительно уступают "Союзам", экипажи которых приземляются в спускаемых аппаратах. А при старте космонавтов страхует специальная система аварийного спасения. Можно ли доработать конструкцию американских многоразовых кораблей так, чтобы существенно повысить "страховку"?
- Некоторая доработка будет проведена обязательно. Сейчас американцы озабочены тем, как обеспечить спасение экипажа в самых сложных случаях. "Шаттлы" действительно не имеют системы аварийного спасения, подобной установленной на "Союзах". На вершине нашего носителя имеется небольшая дополнительная пороховая ракета, которая способна увести, спасти корабль в случае аварии на старте или на участке выведения. Эта система, знаменитая САС, дважды спасала жизнь нашим космонавтам. Кстати, и в США во время первых четырех испытательных полетов в 1981-1982 годах "Колумбия" имела два катапультируемых кресла. Однако потом, на этапе эксплуатации, когда экипаж увеличился до семи человек, катапультируемые кресла были сняты. После катастрофы "Челленджера" астронавтов снабдили парашютами, но воспользоваться ими возможно только при горизонтальном полете на автопилоте, практически перед самым приземлением.
Многоразовые корабли, конечно, будут усовершенствованы, но без коренных переделок значительного усиления "страховки" добиться трудно. Тем не менее всесторонний анализ, проведенный американскими экспертами после обеих катастроф, и "Челленджера" и "Колумбии", позволяет сделать, может быть, неожиданный вывод: "шаттл" в принципе показал себя надежным кораблем. Слабым звеном оказался человеческий фактор на Земле. При подготовке космических полетов необходимо очень четко реагировать на любые, даже, казалось бы, незначительные замечания, которые возникают в полете, а также при наземных испытаниях. Если бы не торопились и вовремя устранили негерметичность в твердотопливных ускорителях при подготовке "Челленджера" в 1987-м, серьезно занялись отслоением термоизоляции навесного бака до пуска "Колумбии" (а такие сигналы поступали заблаговременно), то за сто с лишним полетов не произошло бы ни одной катастрофы. Так что, думаю, нет оснований списывать "шаттлы" с летной работы. И если кто-то действительно запретит их эксплуатацию, это будет чисто политическое решение.
- Не следует ли странам "космического пула" подумать о системе глобальной безопасности при осуществлении полетов за пределы Земли, используя универсальные стыковочные агрегаты? Грузовой корабль ATV создается в Европе, у китайцев есть свой пилотируемый корабль, над новыми конструкциями трудятся в США, России. Если все корабли и станции будут иметь совместимые стыковочные агрегаты, то любая страна сможет прийти на помощь терпящему бедствие экипажу...
- Такая задача была сформулирована еще треть века назад. Первым шагом стала экспериментальная стыковка "Союза" и "Аполлона" в -1975-м. АПАСы открыли дорогу достижению столь важной цели. Теперь нужна лишь политическая воля, договоренность стран "космического пула". Кстати, для нас задача совместимости упрощается тем, что Россия - фактически монополист в этой области. Мы поставляем стыковочные агрегаты для всех кораблей и модулей, начиная с "Союзов" и "Прогрессов", а также и для европейского космического "грузовика" ATV.
Не исключаю, что уже в следующем десятилетии будет создана глобальная система безопасности космических полетов, включающая и готовый к старту корабль-спасатель на Земле.
- Президент США поставил перед NASA новую цель: пилотируемый полет на Марс. Как мне рассказывали, подобный проект разрабатывался в КБ Сергея Павловича Королева...
- Да, это правда. Еще в конце 60-х, в разгар конкурентной борьбы с Челомеем, которого Никита Хрущев сделал своим "ракетно-космическим фаворитом" в противовес Королеву, мы под руководством Мишина, преемника первого Главного конструктора, разработали проект пилотируемого полета на Красную планету. Сборка корабля предусматривалась на околоземной орбите. Но потом отправили проект в архив, потому что на его реализацию требовались гигантские средства. Я бы не сказал, что с того времени уровень разработок кардинально продвинулся вперед. Для полета человека на Марс нужно сделать еще очень-очень много. Однако вести работы в этом направлении надо - когда-нибудь проект будет все-таки реализован. Думаю, не скоро, но такие амбициозные задачи важны для нового поколения космических специалистов, которое придет нам на смену.
- Последний вопрос. Не могли бы вы рассказать о каком-нибудь другом более реальном проекте?
- Несколько лет назад мне довелось заниматься двумя уникальными экспериментами. На корабле "Прогресс" мы запустили в космос модель солнечного парусника под названием "Знамя". Такой корабль мог не только перемещаться в пространстве под действием лучей дневного светила, но и отражать солнечный свет из космоса на Землю. Думаю, в будущем "космическое освещение" окажется весьма перспективным направлением при решении сложных энергетических задач.
Второй эксперимент был связан с тросовой системой. Если связать длинным, многокилометровым тросом два спутника, то эта новая орбитальная система обнаруживает в космосе удивительные свойства. Она выстраивается по так называемой местной вертикали. А если перерезать трос, то верхний спутник поднимется еще выше, а нижний перейдет на более низкую орбиту. Таким способом можно, например, спускать с орбиты космические корабли. И уж совсем неожиданные явления будут возникать, если сделать трос электропроводящим. Не сомневаюсь, что и на этом пути исследователей ждет немало интересного.
Вообще дорога в космос, открытая в 1961-м Юрием Гагариным, должна принести человечеству огромную пользу. В этом я уверен абсолютно.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников