"МАСКА" ДЛЯ ХЛЕСТАКОВА

В Большом театре состоялось закрытие десятого юбилейного фестиваля "Золотая маска", где были вручены национальные премии его участникам, приехавшим из Петербурга, Новосибирска, Омска, Перми, Уфы, Воронежа, Минусинска, а также московским деятелям сцены.

На этот раз торжественная церемония длилась два часа и напоминала творческий отчет ассоциации "Золотой маски" при СТД России перед новым министром культуры Александром Соколовым. Под звуки фанфар он вручил две премии "За поддержку театрального искусства" телеканалу "Культура" и президенту Чувашии Николаю Федорову, пообещавшему "и дальше сотрудничать с театром". Прежний министр культуры Михаил Швыдкой тоже не остался в стороне, ему как бывшему критику было приятно объявить, что приз журналистов, аккредитованных на фестивале, достается Эймунтасу Някрошюсу за постановку "Вишневого сада", осуществленную с московскими "звездами". Более того, премию за лучший зарубежный спектакль "Времена года" тоже получил литовский режиссер.
Все были убеждены, что "Гран-при" фестиваля заслуживает спектакль Льва Додина "Дядя Ваня", но жюри рассудило иначе и на первое место поставило добротный спектакль Валерия Фокина "Ревизор" в "Александринке". Додин тем не менее получил приз за лучшую режиссуру, а Сергей Курышев - исполнитель роли дяди Вани - был награжден за лучшую мужскую роль. Как бы там ни было, но главные призы юбилейной "Золотой маски" уехали в Питер. По непонятной причине жюри проигнорировало интересные спектакли "Египетские ночи" Мастерской Петра Фоменко, "Дачников" из Омска, "Наваждение Катерины" из Минусинска. Хорошо, что отметили оригинальную постановку Нины Чусовой в "Современнике" "Мамапапасынсобака" и дали приз за лучшее исполнение женской роли Чулпан Хаматовой, а то ведь прежде театр Галины Волчек на "Золотой маске" в упор не замечали. Впрочем, так же кисло относились и к Малому театру, пока в него не пришел режиссер Сергей Женовач. Жюри придумало специальный приз за лучший актерский ансамбль в спектакле Малого "Правда - хорошо, а счастье лучше" и вручило его постановщику.
Среди спектаклей "малых форм" неожиданно остро прозвучал Владимир Агеев с постановкой "Пленные духи" Центра драматургии, завоевав приз зрительских симпатий, а Дмитрий Черняков с "Двойным непостоянством" новосибирского "Глобуса" вышел в лидеры этой камерной формы. Молодой Черняков еще ставит и оперные спектакли, о нем начинают говорить как о втором Борисе Покровском. Поэтому никто не удивился, когда ему присудили приз за лучшую режиссуру оперы "Похождение повесы" в Большом театре. Надо сказать, что в результате конфликта между "Маской" и "Мариинкой", отказавшейся участвовать в юбилейной программе фестиваля, борьба за первенство развернулась между Большим, Новосибирским театром оперы и балета и Пермским оперным. Лучшим балетным спектаклем в итоге был признан "Ballet Imperial" из Перми, а лучшей оперой - "Жизнь с идиотом" из Новосибирска.
Кстати, в конкурсе оперетты и мюзикла вообще не оказалось победителей, жюри решило оставить эту номинацию без призов, поскольку спектакли оказались очень слабые. На любом другом фестивале вокруг такого события произошел бы скандал, но только не здесь. За 10 лет своего существования "Золотая маска" стала настолько самодостаточной, что теперь ее генеральному директору Эдуарду Боякову совсем не важно, что о нем и его команде скажут. Он может даже вести церемонию торжественного закрытия в Большом вместе с балериной Илзой Лиепой, как будто в Москве нет знаменитых артистов... Но ведь теперь-то он "хозяин" своего дела, и вывод напрашивается один: менеджер в театральном искусстве сегодня определяет все, а режиссеры и актеры ему только подыгрывают.