НЕ РЕЙТИНГОМ ЕДИНЫМ

Неладно что-то в телевизионном королевстве. И если бытовое ворчанье "простых" зрителей, закормленных юмористами, клонами бандитских сериалов, информацией, в которой все меньше самой информации, как говорится, к делу не пришьешь, то проявившаяся в последнее время дружная обеспокоенность ведущих критиков современным состоянием телевизионных дел - это уже общественно значимый факт.

Очевидно стремление осознать, что же происходит на нашем ТВ. В своих размышлениях критики практически единодушны - телеканалы "закукливаются" в наработанных схемах, информация все больше смахивает на пропаганду, с пулеметной скоростью выстреливается один сериал за другим. И при этом заметное сокращение числа аналитических, общественно значимых программ, предполагающих некоторое напряжение ума зрителей. Ощущение такое, что теленачальники почти поголовно задались целью "не грузить" население. Хотите похохотать - пожалуйста. Поужасаться - это сколько угодно. Можно даже попереживать - вместе с теми, кто хотел, да не стал миллионером.
Неужели именно такого рода программы сегодня востребованы зрителями? На этот вопрос существует железобетонный ответ - высокий рейтинг. Людям нравится. Ну что ж, обратимся к рейтингам, попробуем "копнуть" поглубже, и тогда выявятся любопытные вещи. Так, в середине марта произошло знаменательное событие - канал "Культура" получил самые высокие просмотровые показатели за все время своего существования, а программа канала ТВЦ "Постскриптум" вышла на второе место среди всех итоговых аналитических программ. Интересен и такой факт: если на "больших" каналах рейтинг делает, как правило, какая-то одна убойная программа или фильм, то на "Культуре" общий итог дает стабильный интерес зрителей практически ко всему эфиру. Что касается ТВЦ, то нельзя не отметить, что в десятке самых популярных аналитических программ на трех позициях прочно закрепились такие проекты этого канала, как "Постскриптум", "25-й час" и "Завтра, послезавтра и все дни недели".
Поэтому можно с определенностью говорить - есть интерес зрителей и к программам культурной направленности, и к серьезной аналитике, и к честной публицистике. Особенно симптоматичным представляется рост интереса именно к ТВЦ - каналу, обычно находившемуся на периферии внимания критики. Ведь обычный стереотип его восприятия - нет громких проектов, нашумевших западных блокбастеров, некоторая архаичность формы, отсутствие большого количества "звезд", кочующих с обложки на обложку глянцевых журналов. Другими словами - отсутствуют традиционные составляющие коммерчески успешного телебизнеса. Зато есть качественная аналитика - помимо "Постскриптума" Алексея Пушкова это острый, порой шокирующий "Момент истины" Андрея Караулова, публицистика, проявляющая глубокий интерес к проблемным группам населения - подросткам (цикл программ "Солнечный круг") и инвалидам ("Право на надежду"), жизнь провинции ("Регионы: прямая речь"), дискуссионные ток-шоу, посвященные самым насущным вопросам жизни страны и конкретного, нынешнего человека ("Версты", "Народ хочет знать"). А еще есть, по определению одного из критиков, "самая человечная программа на отечественном телевидении" - "Синий троллейбус" и нестандартная передача для молодежи "Открытый проект". Ну и многое другое. Кстати, буквально на днях проанонсирована премьера - новый цикл "Улица твоей судьбы", посвященный проблемам людей, проявивших мужество и героизм при выполнении своего гражданского и человеческого долга, - врачей, солдат и офицеров, спасателей МЧС...
Так, может, у других каналов и зритель какой-то "другой", которого не волнуют все эти темы-проблемы? Почему-то при размышлениях об этом в голову приходит старый анекдот: "Наш слушатель Иван Иваныч просит передать "Реквием" Моцарта. Не выпендривайтесь, Иван Иваныч, слушайте вашу любимую песню "Валенки"...