ЕВГЕНИЙ ГРИШКОВЕЦ: "Я ОЧЕНЬ УСТАЛ, НО МНЕ ПОКА НЕ НАДОЕЛО"

Драматург, писатель, актер, телеведущий и немного певец Евгений Гришковец в книжном магазине "Москва" презентовал свой новый роман "Асфальт". Главный герой - 37-летний бизнесмен с клеймом провинциала, намеренный покорить столицу. О своей книге Евгений рассказал "Труду".

- Каков ваш новый герой?
- Как это обычно у меня бывает, герой не коренной москвич, а пришлый человек, который занял в столице свою нишу. Он преуспевающий бизнесмен примерно моего возраста. Но по большому счету неприкаянный и не очень-то счастливый человек, к тому же страшно одинокий. Впрочем, все мы одинокие. Даже в кругу самых близких людей. Мой герой точно не понимает, как надо жить, тем не менее настойчиво продолжает это делать. Я и сам не знаю, как жить. Наверное, если бы знал, то не стал бы ничего выдумывать, сочинять, а просто благополучно бы существовал. Я могу так охарактеризовать внутреннее состояние своего героя: "Я очень устал, но мне пока не надоело".
- Вас не смущает тот ажиотаж, который сопровождает ваши автограф-сессии в книжных магазинах?
- А что тут такого? Когда я от руки что-то надпишу на своей книжке, то к ней будет уже другое отношение. Вот у меня в домашней библиотеке есть книга Фазиля Искандера, где он на титульном листе поставил по моей просьбе закорючку, никаких тебе дарственных надписей, но все равно для меня эта книжка уже родная, а Фазиль Абдулович - так вообще практически родственник.
- Все ваши мужички, как серенькие мышки, едва ли тянущие на образ героя нашего времени.
- Быть героем в чистом виде - моя заветная, хотя и невероятная мечта. Для людей моего поколения подвиг и мужская доблесть воплощены в летчиках и моряках, которые никогда не врут и ничего не боятся. Не поверите, но я мечтал быть моряком и даже служил на флоте. Я написал несколько рассказов о моряках, вошедших в одну из последних моих книг "Планка". Настоящий герой должен любить свою Родину, и я стараюсь ее любить, а поскольку это делать очень даже непросто, то трачу на эту любовь невероятно много сил.
- Скучает ли Евгений Гришковец по своему родному городу Кемерово?
- Если я скажу, что люблю Кемерово, то меня посчитают круглым идиотом. Так что ностальгию по родному городу я уж точно не испытываю. Я про него все знаю, слишком хорошо знаю. Мне не нужно идти по той улице, чтобы вспомнить свое дет-ство. Я эту улицу легко извлекаю из своей памяти, как будто открываю файл.
- Несмотря на европейское признание, вас по-прежнему обвиняют в провинциальности, почему?
- Да, только это то же самое, если прилетит на Землю инопланетянин и ему скажут, что он человек. Но у провинциалов, к которым я себя причисляю, есть в запасе еще один шанс - переехать в Москву. Так что мы, провинциалы, по сравнению с москвичами находимся в выигрышном положении. Лично я ничего не имею против Мос-квы, более того, я ее сумел понять и даже полюбить. Но при этом я чувствую, что Москва безжалостно высасывает у меня силы и мое время. Москва - предельный город, и в этом его прелесть и его ужас. Тем не менее я убежден, что более интересного города в Европе, чем Мос-ква, сегодня просто нет. Санкт-Петербург - город уникальный, но далеко не самый интересный. Я понимаю, что мой окончательный переезд в Москву из Калининграда неизбежен, но хочу совершить его с наименьшими для себя потерями.
книжная полка
ПРОЗОЙ ОБ "АСФАЛЬТ"
Сигнальный экземпляр нового романа Евгения Гришковца, вышедшего в издательстве "Махаон", прочитала корреспондент "Труда".
Визуально книга производит странное впечатление: на однотонной обложке цвета грязного асфальта изящным белым шрифтом, словно мелом, начертано слово "асфальт". Причем размашисто выделена буква "Ф", ассоциирующаяся с петлей или с бумажным фонариком, которым в детстве украшали елку. Уже с первых страниц романа выясняется, что символ буквы "Ф" в виде гордиева узла отражает смысл нового и самого объемного (580 страниц) сочинения модного писателя. В центре сюжета - самоубийство подруги юности главного героя Миши, 47-летней москвички Юли. Как неоднократно говорит главный герой, Юля стала самым родным и близким для него человеком в жестокой Москве. Когда он был бедным студентом Института транспорта, Юля его приютила в своей роскошной квартире на Кутузовском проспекте, помогла ему изучить и освоить Москву с ее особенной ментальностью, а потом сохранила его трещавший по швам брак. Самое удивительное, что все это она делала совершенно бескорыстно - просто как хороший человек и настоящий друг.И Миша, и брат Юли - все привыкли к тому, что она, некрасивая и несексуальная, но умная и добрая, каждого способна понять, простить, каждому помочь, не прося ничего взамен и не докучая своими проблемами. И вдруг Юля сводит счеты с жизнью, не имея, казалось бы, на это видимых причин...