А ну-ка дуньте в трубочку!

В ГИБДД снова заговорили про алкозамки в салонах автомобилей

Их установка предусмотрена долгосрочным планом по снижению смертности на дорогах до 2030 года. Это не первая попытка победить пьянство за рулем с помощью технического прогресса. Несколько лет назад уже пытались оборудовать алкозамками все школьные автобусы, но выяснилось, что датчики легко обмануть. Может, с той поры приборы «поумнели»?

С технической точки зрения алкозамок — это обычный алкотестер, имеющий связь с бортовым компьютером. Последний должен отключать зажигание, если водитель нетрезв. Пионерами в деле массовой установки алкозамков на личный автотранспорт стали США, где еще в 1980-е эти устройства обязывали устанавливать водителей, хотя бы единожды попавшихся копам за рулем в нетрезвом виде (разумеется, за свой счет!).

В Европе первыми моду подхватили шведы, всегда рьяно боровшиеся за безопасность движения. Но в Старом Свете это дело исключительно добровольное, даже суд не может заставить водителя установить в машине датчики против его собственного желания. Поэтому алкозамки в основном встречаются в корпоративных автопарках и таксопарках — крупным компаниям такие затраты (от 400 евро за комплект) не в тягость, а выигрыш очевиден.

Наш эксперимент со школьными автобусами провалился, столкнувшись с категорическим непониманием водителей, особенно в глубинке, почему, собственно, за рулем нужно быть трезвым. Ну и народную смекалку на хромой козе не объедешь. Кто-то, не мудрствуя лукаво, просил дунуть в трубочку коллегу-трезвенника, кто-то делал с вечера заготовки в виде надутых воздушных шариков. И обманутый алкозамок безропотно позволял завести двигатель — паров алкоголя в анализируемом воздухе же нет...

Однако прогресс не стоит на месте. За последние годы производители алкозамков предложили сразу несколько решений, снижающих вероятность обмана устройств и делающих их применение обоснованным и в России. Самое простое — увеличить количество контрольных продувок. Теперь предлагается раз в час «продуваться» в течение всей поездки. Тут никаких шариков не хватит, да и хронически трезвого товарища весь день возить с собой не будешь. Вот и получится: едешь себе, едешь — и вдруг двигатель идет в отказ.

Есть на рынке устройства, которые ведут видеофиксацию процесса работы с алкозамком, что вроде бы исключает манипуляции типа «помощь друга». Есть приборы-ябеды, которые при возникновении подозрений в том, что водитель нетрезв, автоматом отправляют тревожный сигнал работодателю. Есть алкозамки, оборудованные газоанализаторами, которые оценивают состав воздуха в водительской зоне. Такой подход к контролю трезвости лично мне представляется наименее унизительным, с другой стороны, пьяных в дым друзей пятничным вечером по домам уже не развезешь.

Одно успокаивает: стоимость навороченных устройств — от 1500 евро и больше. Дешевле просто не пить.