11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЛЮБОВЬ К ИСТОРИИ НАЧИНАЛАСЬ С ВАЛЬСА

Варфоломеев Пятерим
Опубликовано 01:01 14 Мая 2002г.
Нынче Землянск - село, а когда-то был городом. Однако, несмотря на скромный теперешний статус, располагает собственным краеведческим музеем при местной школе. Откуда у землянцев интерес к краеведению? "Все началось с вальса", - отвечает здешняя учительница истории Лариса Смирнова.

Где-то в середине 60-х годов, в пору "оттепели", когда страна очнулась от затяжного страха и беспамятства, в людях проснулась жажда познания прошлого, выходящего за рамки "революционного". И вот однажды тогдашняя историчка Галина Анохина спросила на уроке в девятом классе: "А кто знает, откуда родом композитор Шатров - автор всем известного вальса "На сопках Маньчжурии?" Ни одной поднятой руки. Ребята даже и не подозревали, что Илья Алексеевич Шатров родился здесь, в Землянске.
Уездный городок Землянск конца XIX - начала ХХ века - это обитель купцов, мещан и работного люда. Долгими летними вечерами в старом парке на открытой эстраде играл духовой оркестр. Слушал эту музыку ясноглазый мальчик Илюша Шатров, младший сын Алексея Шатрова, отставного унтер-офицера лейб-гвардии. Илюша научился играть на балалайке за неделю. А уж на появившейся затем в доме подержанной гармони-трехрядке десятилетний самоучка Илюша воспроизводил почти все из того, что слышал в летнем парке.
Но, как говаривал впоследствии сам Шатров, в его душе всегда жила "своя собственная песня" - вернее, предчувствие ее. Не покидало оно его и в те дни, когда мальчик, осиротев, оказался благодаря протекции уездного головы в воспитанниках полковой музыкальной команды и классно выучился играть на трубе и барабане. Потом судьба преподнесла царский подарок - возможность учиться в Варшавской консерватории, откуда юноша вышел с дипломом, дававшим право на занятие должности военного капельмейстера. Двадцатилетним подпоручиком принял под свою команду духовой оркестр Мокшанского полка, расквартированного в Екатеринбурге. С приходом нового дирижера тамошний оркестр стал пользоваться в городе большой популярностью. Но грянула война с Японией. Прямо из вагонов 214-й Мокшанский полк послали в осажденный город-крепость Мукден. На одиннадцатый день сражения сомкнулось кольцо вокруг поредевшего полка, и тогда последовала команда:
- Оркестр и знамя - вперед!
Со шпагой в руке - капельмейстер Шатров. Взмах шпаги - и над окопами, над воронками от снарядов, над теми, кому уже не встать с земли, поплыл марш - по-русски безоглядно удалой и бесшабашный. Вскрикнув раненой птицей, затих кларнет. По лицу старого трубача текла кровь. Барабанщик, тяжело припадая на левую ногу, из последних сил выбивал лихую парадно-строевую дробь. И так, с оркестром и развернутым знаменем, полк вышел из окружения.
Шедший впереди оркестра капельмейстер не получил ни единой царапины, но двое его оркестрантов погибли, а семерых тяжело ранило. Всех - и оставшихся в живых, и павших мокшанцев наградили Георгиевскими крестами. Капельмейстер Высочайшим указом был удостоен золотого ордена Станислава третьей степени - за храбрость и хладнокровие, с которыми он шел, ведомый музыкой, на вражеские пули.
На нотах своего только что родившегося вальса Илья Алексеевич сделал надпись: "Мокшанский полк, на сопках Маньчжурии". Этим названием он лишь хотел зафиксировать место создания произведения, вовсе не собираясь живописать в музыке ни дальневосточный пейзаж, ни батальные сцены. До конца своих дней маэстро настаивал на том, что "На сопках Маньчжурии" - отнюдь не реквием в ритме вальса, это объяснение в любви к Родине.
К вальсу, покорившему всю Россию, ставшему одним из ее национальных символов, было написано множество текстов. В наибольшем ходу до сих пор остаются слова, сочиненные к мелодии Шатрова известным писателем и бунтарем Скитальцем (псевдоним С.Петрова): "Тихо вокруг, сопки покрыты мглой... "
Творческая же биография Шатрова и после 1917 года шла в прежнем русле. Он "командует" духовыми оркестрами в различных городах, в том числе в Тамбове. Но подоспела еще одна война. В 1941 году вальс "уходит на фронт" - вместе со своим автором, скромным военным капельмейстером. (Помните, об этом "Вальс о вальсе" уже другого композитора, много лет спустя: "Вальс воевал, он в шинели шел запылен, вальс напевал про маньчжурские сопки... "). А под Шатрова танцевали в прифронтовых лесах, когда молодость и жажда жизни брали свое, когда надо было хоть ненадолго забыть о смерти, о завтрашнем бое...
После Победы Илья Алексеевич возвращается в Тамбов. Он - гвардии майор, награжден боевым орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу" и "За боевую доблесть". Дальнейшее свое служение армии и музыке военный дирижер Шатров продолжает в Тамбовском суворовском училище. Его земной путь завершился в 1952 году. Упокоен Илья Алексеевич на местном Воздвиженском кладбище. Над могилой - плита из белого мрамора с надписью золотом: "Гвардии майор, композитор Илья Алексеевич Шатров. Творец вальса "На сопках Маньчжурии". Установлены мемориальные доски на здании нынешнего Тамбовского военного авиационно-инженерного института, на домике, в котором жил Илья Шатров.
Чтят и помнят маэстро и в его родном Землянске. Права упомянутая в начале этих заметок Лариса Смирнова: вальс дал толчок к созданию интереснейшего музея, где наряду с экспозицией, посвященной Шатрову, есть уникальные материалы, рассказывающие о многих других выдающихся деятелях культуры из Землянска.
Бывший уездный городок и поныне выглядит почти так же, как во времена детства и юности Илюши Шатрова. Нет лишь в Землянске былого парка с длинными тенистыми аллеями и с духовым оркестром. Стало быть, и вальс "На сопках Маньчжурии" теперь здесь вряд ли услышишь в живом исполнении. Жаль.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников