08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КРЫЛЬЯ КРЕПНУТ НА ЗЕМЛЕ

Колчанов Рудольф
Опубликовано 01:01 14 Мая 2002г.

Берлинский авиасалон (ILA) появился на свет еще в 1909 году и является старейшей в мире

Берлинский авиасалон (ILA) появился на свет еще в 1909 году и является старейшей в мире "международной выставкой воздухоплавания". После войны проводилась она в Ганновере, где и мне довелось быть свидетелем блистательных успехов советских авиаторов, а после объединения Германии ее перенесли в 1992 году под Берлин, на аэродром Шенефельд. В шестой раз в ILA берлинского варианта принимает участие авиационная Россия. Среди 1067 участников из 40 стран у нас оказалась самая крупная экспозиция. Под эгидой "Рособоронэкспорта" свою продукцию в виде конкретных изделий, макетов, информационных материалов представили более 30 предприятий и организаций.
Рассказывалось о модернизированных МиГ-29, многоцелевом двухместном истребителе, обладающем "высокими показателями надежности, безопасности, боевой эффективности, превосходными техническими и эксплуатационными характеристиками". Появление этого самолета ожидалось с немалым интересом, но он не прибыл по сугубо земной и недостаточно ясной причине. Швейцарская фирма "Noga", которой Россия вроде бы задолжала за поставку продовольствия еще в 1992 году 1,5 миллиарда долларов, намеревалась конфисковать эту машину. Долги надо, конечно, возвращать, но причем здесь МиГ-29, почему он подвергается, как метко заметил один из российских представителей фирмы, "юридическому терроризму"?
Одобрительными эпитетами сопровождалось знакомство с семьей машин из АВПК "Сухой". ОКБ имени Яковлева показало натурный самолет-демонстратор Як-130Д и другую продукцию. Руководство российской делегации подчеркивало великолепные качества вертолета Ми-35М, последователя знаменитого Ми-24. Вызывал интерес специалистов и посетителей единственный на выставке самолет-амфибия "Бе-200" (на снимке), очень полезный при тушении пожаров, поскольку может на ходу "всасывать" 20 тонн воды и быстро доставлять к месту возгорания.
За пять дней через Шенефельд прошло, по оценкам, около двухсот тысяч посетителей. Немецкая сторона, включая средства массовой информации, настойчиво подчеркивала "выдающееся значение берлинского авиасалона". Тем не менее в Шенефельде не только, например, не были представлены, скажем, Боинг и Локхид или наш Ан-70, но и не появилось ни одной новинки, как подтвердил в разговоре со мной несомненный авторитет в авиации, первый заместитель председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами Александр Денисов, возглавлявший российскую делегацию.
Наши специалисты не жалели усилий, проведя более 70 переговоров. А.Денисов, в частности, обсуждал в министерстве обороны судьбу МиГов, которые ФРГ намерена передать Польше. Но он признал, что "наш практический итог на выставке не очень велик" и "следует сопоставлять масштабы участия с возможными конкретными результатами, не тратя больших средств и времени на выставки". Еще определеннее высказались в ОКБ имени Яковлева: "Нам здесь нечему было учиться".
Практическое отсутствие контрактов и профессионального интереса к зарубежным экспонатам при теоретических "намерениях" в отношении "Бе-200" - действительно не очень густой навар для нас от берлинского салона. Правда, Райнер Хертрих, сопредседатель Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS), продемонстрировал оптимизм: "Мы работаем с российской промышленностью над рядом проектов. Главное - в космической области, но и в авиационной сфере тоже. Мы сделали, например, предложение сотрудничать в создании военно-транспортного самолета А400 М". "Есть такое предложение, - ответил на мой вопрос Александр Денисов, - но условия таковы, что преследуют цель воспользоваться нашей высокой технологией и заработать на ней. Разумеется, мы на это пойти не можем".
По поводу проекта А-400 М мы долго беседовали с отставным немецким генералом авиации Германом Хагена. Он с откровенным возмущением говорил о решении властей ФРГ "отказаться от приобретения Ан-70, уже готовой отличной машины, в пользу А-400, которой еще не существует и которая будет по меньшей мере вдвое дороже российско-украинского самолета". Генерал даже аварию с Ан-70 истолковал позитивно: "В тех условиях авария с любой другой машиной непременно привела бы к человеческим жертвам, а у вас обошлось без них - настолько прочен и надежен Ан-70". Даже в российских политических кругах долгое время велись наивные разговоры о возможной продаже Ан-70 на Запад, хотя было ясно, что этого не может произойти ни по политическим, ни по коммерческим причинам - разве отдаст такой лакомый кусок EADS?
Я сказал Денисову: "У журналистов давно существует расхожий заголовок к материалам об авиации: "Крылья крепнут в полете". Но ведь это не точно..." "Я согласен с вами, их надо начинать крепить еще на земле. Мы можем через год-полтора выпустить несколько новых моделей, которые по меньшей мере не уступят лучшим зарубежным образцам. Но не хватает средств для доработки".
Вот так, творческие возможности, уносящие в бескрайние небесные просторы, и реальная действительность, приземляющая надежды на зарастающие бурьяном аэродромы. "Вы тряхните, - полушутя сказал мне генерал Хагена, - Березовского и Гусинского и выйдете из положения". Совет неосуществимый, да и малополезный. Пара ворованных миллиардов из чужого кошелька не расправит крылья для полета. Нужна, понятно, разумная экономическая политика, на первых порах - хотя бы максимум прагматизма, в особенности это касается столь перспективной во всех отношениях отрасли, как авиастроение.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников