НИКОЛА ДЕ СТАЛЬ ВЕРНУЛСЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В Государственном Эрмитаже открылась выставка одного из выдающихся художников ХХ века.

Это первая экспозиция мастера в "Северной Венеции", на которой представлены 52 работы из музеев и частных собраний Западной Европы, в основном Франции, США, а также России. Она проходит в рамках программы празднования 300-летия Санкт-Петербурга и была организована при спонсорской помощи двух давних партнеров по газовому бизнесу - французской компанией "Газ де Франс" и Газпромом.
- Недавно мы подписали важное соглашение, нацеленное на развитие наших связей, и решили отметить это событие, внеся совместный вклад в развитие культурных связей между Россией и Францией, - сказал в беседе со мной директор управления по закупкам и продажам газа "Газ де Франс" Пьер КЛАВЕЛЬ.- Это не первый проект подобного рода. В недалеком прошлом мы оказали содействие в организации показа работ французского живописца Сулажа в Санкт-Петербурге, а также уникальной выставки "Великие императоры Европы: Наполеон I и Александр I", проходившей в 2000 году в московском Историческом музее.
В том, что в город на Неве французы привезли работы Никола де Сталя, нет ничего удивительного. Ведь художник - сын последнего коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии, барона де Сталь-Гольштейна и внучки композитора Глазунова Любови Бередниковой. Он родился в 1914 году, а спустя пять лет вместе с семьей по понятным причинам оказался за границей. В раннем возрасте лишился родителей и воспитывался родственниками в Бельгии, где окончил Королевскую академию изящных искусств, но по-настоящему живописью занялся лишь в сороковых годах. Его путь был тернист и полон лишений, как это часто бывает с первопроходцами.
Приверженец больших форм, колорист от Бога, во многих своих работах он пытался объединить, казалось, несоединимое: абстрактное и фигуративное начала. "Искусство - это тонна страсти и сто граммов терпения", - писал в письме другу художник. Он жил по законам всепоглощающей любви к творчеству, дни напролет, не выходя из мастерской. Недаром Жорж Брак, скупой на похвалу классик, назвал Никола де Сталя в начале 50-х годов "сегодняшним рыцарем живописи". Однако по-настоящему погрузиться в нее довелось всего лишь на десяток лет, да и того меньше. В 1955 году в возрасте 41 года он ушел из жизни, оставив с тысячу полотен, которые сейчас разбрелись по самым крупным мировым музеям и частным коллекциям. Мне довелось встретиться с сыном Никола де Сталя - Густавом, художником и организатором выставок, который принял самое деятельное участие в подготовке свидания картин отца с городом на Неве. Вот что он мне сказал:
- Замыкается круг. Отец родился в Санкт-Петербурге, и сейчас, спустя почти полвека, после смерти его творения вернулись туда, откуда начался его жизненный путь. Я убежден, что детские впечатления, эти проспекты, каналы, северное небо остались в подсознании отца. Мы находим их в нескончаемых вариациях серого цвета на его полотнах - от холодного, грозного до теплого, серебристого. А значит, здесь его корни, которые он пронес через годы. Я рад, что свидание отца с Родиной состоялось. Мне хочется поблагодарить людей, которые сделали его возможным - французских и российских газовиков, которые проявляют живой интерес к живописи ХХ века, что говорит об их высокой внутренней культуре.