"ЭХО" ИРАКСКОЙ ВОЙНЫ

На вопросы корреспондента "Труда" отвечает известный эколог, президент Центра экологической политики России, член-корреспондент РАН Алексей ЯБЛОКОВ:

- В Ираке для разрушения подземных бункеров, как известно, использовались сверхмощные бомбы. После подобных подземных взрывов по земной коре распространяются колебания, которые улавливаются даже через тысячи километров. Это своеобразное эхо слышно почти месяц: в первые недели фиксируются сотни быстрых волн (их называют афтер-шоками), потом активность понижается. Кроме того, от места взрыва идут медленные волны, скорость которых - 50 километров в год. Вот они-то особенно коварны и не затихают в течение многих лет. Так что недавнее землетрясение в Турции, скорее всего, было спровоцировано военными действиями в Ираке. В России удар на себя примет Кавказский хребет, но через него не пройдут никакие волны. Они там либо заглохнут, либо вызовут небольшие локальные землетрясения, к которым, тем не менее, надо готовиться. Центральной части страны ничего не угрожает, мы живем на безопасной равнине, а вулканическая активность этой местности давно закончилась.
- Алексей Владимирович, ученые по-разному оценивают экологические последствия войны в Ираке. Одни говорят: незначительно пострадала лишь часть территории страны, другие, наоборот, пугают Европу экологической катастрофой. А как думаете вы?
- Катастрофа Европе не грозит. В 1991 году, когда началась война между Ираком и Кувейтом, экологи предполагали, что последствия будут ужасными, пожары приведут к климатическим изменениям на планете. Не привели. Природа "переварила" и нефтяные разливы, и сажу, и дым. Все закончилось региональным загрязнением. Хотя тогда горело более 700 скважин, клубы дыма поднимались на высоту 3 километра, а в Персидский залив вылилось несколько миллионов тонн нефти. Сейчас таких разливов нефти не было, горели только несколько десятков скважин на юге Ирака, и ветер разносил облако сажи на 100 - 200 километров. Дымовая завеса, безусловно, уменьшит количество осадков и солнечных дней, но лишь на этой территории. Самым опасным в нынешней войне было не загрязнение воздуха, а применение боеприпасов с обедненным ураном. Это очень тяжелый металл, из него делают сердечники для снарядов. Когда такой снаряд "прошивает" броню, а он проходит через нее как сквозь масло, уран испаряется и превращается в ядовитый аэрозоль, который разлетается на большие расстояния.
- Но ведь военные говорят: ничего опасного в этих испарениях нет, радиоактивность обедненного урана незначительна, от нее можно защититься даже листком бумаги.
- Дело в том, что в момент удара снаряда о броню от нагревания и давления образуются окислы урана, они не только радиоактивны, но и радиотоксичны. У тех, кто попал под урановое "облако" во время войны в Персидском заливе, в Косово, Боснии и Герцеговине болели почки, терялась ориентация, ухудшалась память, усиливалось сердцебиение. Появился даже особый термин - "синдром Войны в Заливе". Он наблюдался у каждого третьего солдата. Вот еще один факт: у 60 процентов военнослужащих, побывавших в Персидском заливе, родились дети с врожденными дефектами. А это, между прочим, типичное проявление радиационного поражения.
- Как далеко может улететь такое ядовитое облако?
- Частички урана - тяжелые, обычно они оседают в радиусе нескольких сотен метров. Но исследования в Косово показали: уран может разлетаться на много километров, все зависит от направления и силы ветра. Ни маска, ни спецодежда защитить от поражения не могут, частички такие мелкие, что проникают всюду. От обедненного урана неизбежно пострадают местные жители и участники военных действий, ядовитый металл попал в почву, воду. Во время операции "Буря в пустыне" на Ирак было сброшено 330 тонн боеприпасов с ураном, в этой войне, видимо, не меньше. Можете себе представить масштабы радиационного загрязнения! Прибавьте к нему еще и химическое. Предприятия по производству красок, лаков, лекарств, удобрений есть в любой стране, в том числе и в Ираке. А бытовая химия может принести серьезные неприятности, как это было после бомбежек в Югославии.
- Известно, что американцы опробовали в Ираке электромагнитную бомбу для того, чтобы обесточить местное телевидение. Какое влияние такое оружие оказывает на организм человека?
- Я об электромагнитных бомбах пока не слышал, но знаю, что в Косово применялись графитовые. Взрываясь над электростанциями, они тоже выводили из строя всю электротехнику. Глубоких исследований о воздействии электромагнитных волн на организм человека пока не было, но то, что они влияют на состояние здоровья и поведение - точно. Известно, что, к примеру, электромагнитные колебания от обычного трамвая распространяются на 10 километров и совпадают по форме и частоте с некоторыми частотами головного мозга. А это не может не воздействовать на организм. Кстати, вполне возможно, что именно электромагнитным смогом объясняется повышенная нервозность, возбудимость, неустойчивость психики городских жителей по сравнению с теми, кто живет в селе. И, заметьте, речь идет о небольшой электромагнитной активности, с силой оружия несопоставимой.
- По мнению некоторых экологов, Месопотамия скоро будет пустыней, так как иракские болота, неподалеку от которых шли военные действия, могут погибнуть. А это, в свою очередь, приведет к стихийным бедствиям и природным катаклизмам. Вы с этим согласны?
- Посмотрите на карту Ирака. Там огромное количество озер, так что по Тигру и Евфрату всегда будет идти вода, и опасность опустынивания преувеличена. Но болота - действительно большая ценность любой территории. Вспомните, с каким рвением мы их когда-то осушали и строили города и поселки. А теперь удивляемся: почему нас заливает, из-за чего обмелели реки? Болота - естественные регуляторы влаги, их трогать нельзя. Как и леса. Вот сейчас Европа буквально тонет, заливает и Россию, наводнения так часты, что угрожают жизни городов. А все началось с вырубки лесов, которые тоже являются естественными "хранилищами" воды. Экосистема - слишком сложный и хрупкий организм, малейшее вмешательство в нее приводит к "болезням". В 1984 году в СССР была опубликована работа академика Легасова, бывшего директора Курчатовского института. Он писал: если выбросы атомных электростанций будут такими же, как в начале 80-х, и в атмосферу попадет большое количество криптона-85, который меняет ее электропроводность, к 2010 году резко возрастет количество тайфунов и циклонов, а к 2100 грозы на земле будет греметь каждый день. И, как знать, если бы не авария в Чернобыле, притормозившая пуск новых атомных электростанций, может, на Москву уже обрушился бы не один тайфун.