ЕЛЕНА СОЛОВЕЙ: Я ВЕРЮ В СУДЬБУ, НО ПЛЫВУ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Народная артистка России Елена Соловей снялась в 50 фильмах, многие из которых вошли в золотой фонд российского кино. "Раба любви", "Несколько дней из жизни Обломова", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Открытая книга", "Блондинка за углом", "Вам и не снилось", "Жизнь Клима Самгина", "Ищите женщину", "Без семьи"... Ее героиня из "Рабы любви" так и не смогла уехать в Париж, однако сама актриса уже много лет живет в Америке.

- Елена, напомните, пожалуйста, как вы попали в кино?
- Когда я уже училась во ВГИКе в мастерской Бориса Андреевича Бабочкина, меня пригласили в фильм "Король-олень". Это удивительно добрая и мудрая сказка с гениальной музыкой Микаэла Таривердиева. Правда, у картины не сложилась прокатная судьба. Этот фильм снят в необычной и достаточно условной манере. Мне кажется, именно поэтому картина была сначала довольно холодно принята критикой. Совсем недавно я пересмотрела ее на кассете, и все время не проходило ощущение очарования от игры замечательных актеров, которые были тогда совсем молодыми: Олег Ефремов, Юрий Яковлев, Олег Табаков, Сергей Юрский. Рядом с ними была и я... Съемки проходили в Ялте. Роль у меня там небольшая, отснялась быстро, но исправно бегала на все другие съемки и была счастлива.
- Мы сейчас не можем не вспомнить замечательные картины Никиты Михалкова с вашим участием, среди которых, конечно, и "Раба любви", ставшая "визитной карточкой" Елены Соловей...
- Образ моей героини в "Рабе любви" был найден еще Рустамом Хамдамовым в его талантливой вгиковской короткометражке 1969 года "В горах мое сердце", которая завоевала бесчисленное количество призов на студенческих кинофестивалях. Потом Хамдамов начал снимать полнометражную картину "Нечаянные радости", поводом для сюжета которой явилась судьба актрисы немого кино Веры Холодной. К сожалению, в процессе работы возникли непреодолимые проблемы, и съемки "заморозили". А поскольку картина снималась на "Мосфильме" в экспериментальном хозрасчетном объединении Григория Чухрая и на нее были уже затрачены деньги, то выпускать ее нужно было в любом случае. Сделать это предлагали разным режиссерам, но все отказывались. Авторами сценария были писатель Фридрих Горенштейн и Андрон Михалков-Кончаловский, брат Никиты Михалкова. Никита в то время только что пришел из армии, и Андрон предложил ему попробовать. Никита согласился, но только попросил переписать сценарий "под него". Так появился фильм "Раба любви".
- То есть Михалков полностью переснял фильм?
- Конечно. "Нечаянные радости" и "Раба любви" не имеют ничего общего, кроме моей героини. И даже она в новом фильме уже никакого отношения к Вере Холодной не имела. Михалков даже набрал новых артистов. Я повторно участвовала в пробах на общих основаниях, и меня опять утвердили на главную роль.
- Не знаю, как вы, но я воспринимаю сейчас финал фильма "Раба любви" словно предсказание вашего отъезда в Америку...
- Действительно, финальный эпизод фильма, когда моя героиня уезжает на трамвае "в никуда", сейчас кажется своеобразным предсказанием моей судьбы. Но до этого было еще ой как далеко. Следующей нашей с Михалковым картиной была "Неоконченная пьеса для механического пианино", которая, кстати сказать, в США получила приз за лучший актерский ансамбль. Фильм снимался особенным способом. Мы несколько месяцев провели на Оке в одной старинной усадьбе, которая специально для съемок была отреставрирована. Все актеры каждый день переодевались в костюмы и гримировались, чтобы репетировать или просто проводить время, вживаясь в чеховские образы. Камеру включили впервые, наверное, месяца через два. Поэтому, мне кажется, у этой картины есть самое ценное - высокая степень достоверности, когда на экране получается как бы восстановление ушедшего от нас мира старых дворянских усадеб с их обитателями. Жаль, если сейчас Никита Сергеевич уже не работает в этой манере.
- В конце 70-х в журнале "Юность" была напечатана повесть Галины Щербаковой. Там был трагический финал: юноша прыгнул к своей девушке из окна и погиб. Вскоре Илья Фрез снял по ней фильм "Вам и не снилось", где вы играли учительницу, которая убеждает своих учеников, что любовь в жизни - это не главное. А как считает сама актриса Елена Соловей?
- Ровным счетом наоборот. Любовь - это как раз главное в жизни. Моя героиня была обделена - в ее жизни любви не было. На мой взгляд, в повести учительница была отрицательным персонажем. А в картине все было немного сглажено. Кстати, то, что картина заканчивается благополучно, лишило ее остроты: ведь смысл был в трагичности любви современных Ромео и Джульетты. Хотя публике фильм очень понравился, и, когда я встречалась со зрителями, многие говорили, что и мою героиню они полюбили.
- А в жизни вам с любовью везло?
- Да. Я с детства была ужасно влюбчива, правда, не всегда это чувство было взаимным. А последние 30 лет я влюблена в одного человека и, надеюсь, взаимно. Это мой муж - Юрий Пугач. Он в прошлом художник-постановщик киностудии "Ленфильм". Мы познакомились на съемках картины "Драма из старинной жизни", которую снимал Илья Авербах по рассказу Николая Лескова "Тупейный художник". Потом мы с Юрой вместе работали в фильмах "Открытая книга" и "Жизнь Клима Самгина". С тех пор много воды утекло. Сейчас наша дочь Ирина успешно отучилась в двух университетах и занимается научной работой. Живет со своей семьей в Калифорнии. Сын Павел учится в аспирантуре Корнельского университета и живет с женой в Нью-Йорке. А еще у нас есть чудесная внучка Соня. Она - наше маленькое счастье.
- А как сложилась ваша карьера на театральных подмостках?
- После ВГИКа меня пригласили в Малый театр, где играл мой учитель Бабочкин. Этому очень содействовал Иннокентий Михайлович Смоктуновский, который хотел, чтобы я играла в спектакле "Царь Федор Иоаннович". Но я предпочла уехать в Ленинград к мужу. Как раз в театре Ленсовета Роман Виктюк должен был ставить "Анну Каренину", и Игорь Петрович Владимиров посоветовал Виктюку меня на главную роль. Но постановка не состоялась... Моя первая роль в Ленсовете была по пьесе Арбузова в спектакле "Победительница". Мы играли в дуэте с Михаилом Боярским. Это был аншлаговый спектакль. Он шел много раз в больших и малых залах, даже на стадионах... В Арбузове, безусловно, есть какая-то магия...
- В Советском Союзе вы много снимались в кино, играли в театре. Не жалко было в 1991 году уезжать в США?
- Я верю в предначертанность судьбы. Но это совсем не значит, что нужно жить, "плывя по течению". Просто иногда обстоятельства сильнее нас. Но я ни о чем не жалею. Когда недавно была в Москве - ужаснулась. Столица похорошела, но стала другой. Чужой. Я чувствую себя там в гостях.
- В Вашингтоне и Нью-Йорке я видел вас в составе коллектива "Блуждающие звезды" под управлением Журбина. К сожалению, театр распался. Играете ли вы сейчас?
- В Канаде существует русский театр имени Варпаховского, где я играла несколько разовых спектаклей в пьесе "Дядюшкин сон" по Достоевскому. У меня есть свой зритель. Я это чувствую по энергетике зала. На спектакле я заряжаюсь, вылечиваюсь от всех болезней. А на творческих вечерах - наоборот, трачусь, потому что у меня после них головная боль, я разбита. Существует мнение, что актер не может без сцены. Мол, человек, хоть раз вышедший на сцену, уже ею отравлен. Наверно, это так, если у тебя ничего другого нет. Снятся ли мне подмостки? Тоскую ли я? Конечно, да. Но это не значит, что я умираю без сцены. Мне есть чем жить. Я чувствую себя совершенно полноценным человеком и не выходя на сцену. Сейчас у меня своя детская театральная студия. И хотя дети забирают огромное количество времени, я получаю удовольствие от преподавания.
Беседу вел