ЧТО ТАМ, В ЯЩИКЕ ФАКИРА?

Народный артист России, сценарист и режиссер Валерий Лонской, автор таких известных фильмов, как "Приезжая", "Белый ворон", "Летаргия", "Свой крест", "Артист и мастер изображения", "Барханов и его телохранители", в последние годы активно ищет себя еще и в литературе.

Он написал и выпустил романы и повести "Большое кино", "Полет Бердникова", "Падение в колодец", "Осада "Мулен Ружа"... Лонской не посягает на лавры маститого писателя, между тем его проза по-настоящему увлекательна и при этом серьезна, глубока. Свидетельством тому - и только что вышедший роман автора "Ящик факира", в котором, словно по мановению волшебной палочки иллюзиониста, причудливо переплетаются кинематографическая динамика и плотная словесная "живопись", злоба дня и свободные исторические экскурсы, жесткий реализм и любезные сердцу автора мистические мотивы.
Действие романа происходит в двух временных плоскостях. Главная героиня повествования Елена обладает даром попеременно оказываться то в начале XX века, то в сегодняшней действительности, краешком души осознавая свою "раздвоенность". Самое интересное, что и тут, и там ей приходится встретиться лицом к лицу с убийцей, посягнувшим на чужую жизнь. В старой Москве на запятки ее кареты прыгнет юный народоволец, только что бросивший бомбу в видного полицейского чина. В Москве сегодняшней некий обиженный на судьбу "охотник" настигнет с пистолетом в руке ее возлюбленного Дмитрия Брянцева, чтобы поквитаться с ним за свои подлинные или мнимые обиды.
Казалось бы, перед Еленой и читателями предстанут разные типы насильников и соответственно разные лики терроризма. Первый овеян романтическим флером, красивой фразеологией о грядущем людском счастье, второй смыкается с обычной уголовщиной. Поэтому Елена, всем своим нутром ненавидя циничного "охотника", сочувствует и даже в чем-то помогает пылкому борцу за светлое будущее. Но на самом деле, убеждает автор романа, между "идейным" терроризмом и "простым" убийством нет большой разницы. И в том, и в другом случае мы наблюдаем в конечном счете душегубство, неуважение к бесценному божественному дару - человеческой жизни. И, думается, не случайно жертвой "охотника" станет в итоге не Брянцев, а Елена, "виноватая" в том, что в "прежней" своей жизни спасла народовольца (читай, террориста, убийцу) от справедливого наказания, от суда. Уж не его ли пуля настигла Елену спустя век?..
Интересно, что свои собственные повести и романы Валерий Лонской принципиально не экранизирует. Для кино он пишет оригинальные сценарии. Мне кажется, что в случае с "Ящиком факира" надо бы сделать исключение...