18 октября 2017г.
МОСКВА 
12...14°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.34   € 67.46
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЕЖИССЕРУ РАСХОТЕЛОСЬ "ХУЛИГАНИТЬ"

Бадаева Евгения
Статья «РЕЖИССЕРУ РАСХОТЕЛОСЬ "ХУЛИГАНИТЬ"»
из номера 088 за 14 Мая 2004г.
Опубликовано 01:01 14 Мая 2004г.
Мог ли я подумать, направляясь на премьеру спектакля "Диалоги кармелиток" в театр "Геликон-опера", что получу едва ли не самое сильное впечатление сезона? Ну да - Пуленк, ну да - мастер. Но разве способен потрясти этот француз-эстет с его милыми инструментальными концертами, изящными сонатами, обаятельными романсами, изысканная красота которых, как мне казалось, всегда чуть отдает парижской парфюмерией?..

Все эти качества есть и в "Диалогах". Однако есть и другое: истинный трагизм и величие образов. Видно, должно было так случиться, чтобы благородное сердце композитора наконец нашло сюжет, в котором смогло выразиться в полную силу.
Это доподлинное историческое событие. Шестнадцать монахинь-кармелиток жили в своей обители под Парижем и хотели только одного - служить Богу, вознося ему молитвы. Но якобинская диктатура - детище Великой Французской революции - не желала терпеть никакой иной религии, кроме обожествления себя самой. Монастырь национализировали, а монахинь обвинили в бунте и в июле 1794 года обезглавили на гильотине. Вечный как мир сюжет, основанный на столкновении веры и идолопоклонства, доброты и нетерпимости - сколько раз он повторялся в истории, от крестной казни Иисуса до красного революционного террора и злодеяний гитлеровцев... Кстати, опера Франсиса Пуленка по новелле немки Гертруды фон Лефорт, переделанной в пьесу французским католическим писателем Жоржем Бернаносом, и писалась вскоре после окончания второй мировой войны.
И музыку композитор сумел написать "всемирную". В ней отголоски музыкальных драм Мусоргского и лирических партитур Равеля, духовных сочинений Стравинского и обворожительных мелодий Гершвина. Но главное - она цельна, проникновенна и возвышенно красива.
И ее замечательно доносят музыкальные актеры "Геликона", руководимые режиссером Дмитрием Бертманом и дирижером Владимиром Понькиным. Монахини - это и хор, и одновременно сплетение индивидуальностей: мятущаяся Бланш (в премьерном составе - Наталья Загоринская), блаженная Констанция (Марина Андреева), страдающая и любящая Мать Генриетта (Лариса Костюк), ее фанатичная помощница Мать Мария Воплощения (Мария Масхулия), чье честолюбие оказывается сильнее веры, приводя к предательству, - яркое доказательство того, что фанатизм и истинная вера несовместимы... Ну а заключительная сцена казни - потрясающее завершение сюжета и партитуры, где все смысловые нити и все голоса сходятся в скорбно-прекрасном, постепенно затихающем гимне: вот звучат шестнадцать голосов, потом пятнадцать, потом четырнадцать... пять... один...
Надо отдать должное художественному руководителю "Геликона": от его знаменитого режиссерского "хулиганства" здесь не осталось и следа. Все сделано просто, без лезущих в глаза "придумок", хотя на самом деле изобретательно. Чего стоит та же сцена казни, решенная без всякого натурализма, зато выпукло-символически: монахини по наклонному светящемуся коридору медленно восходят в черное закулисье, а революционная солдатня на авансцене в это время катает гигантские кегли, похожие на черепа, и каждое попадание кегли в зияющий створ кегельбана отмечено громовым стуком заслонки падающей, словно нож гильотины.
После пресс-показа Бертман хотел было устроить обсуждение спектакля, вышел уже к публике... но извинился и сказал, что передумал. И большая часть зрителей (а то в основном были, напоминаю, зубастые критики) его поддержала: видно, не я один испытал эстетическое и, главное, нравственное потрясение, после которого деловитый профессиональный разбор, тем более копание в мелких погрешностях (их можно найти всегда) кажутся неуместными.


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.