07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РЕЖИССЕРУ РАСХОТЕЛОСЬ "ХУЛИГАНИТЬ"

Бадаева Евгения
Статья «РЕЖИССЕРУ РАСХОТЕЛОСЬ "ХУЛИГАНИТЬ"»
из номера 088 за 14 Мая 2004г.
Опубликовано 01:01 14 Мая 2004г.
Мог ли я подумать, направляясь на премьеру спектакля "Диалоги кармелиток" в театр "Геликон-опера", что получу едва ли не самое сильное впечатление сезона? Ну да - Пуленк, ну да - мастер. Но разве способен потрясти этот француз-эстет с его милыми инструментальными концертами, изящными сонатами, обаятельными романсами, изысканная красота которых, как мне казалось, всегда чуть отдает парижской парфюмерией?..

Все эти качества есть и в "Диалогах". Однако есть и другое: истинный трагизм и величие образов. Видно, должно было так случиться, чтобы благородное сердце композитора наконец нашло сюжет, в котором смогло выразиться в полную силу.
Это доподлинное историческое событие. Шестнадцать монахинь-кармелиток жили в своей обители под Парижем и хотели только одного - служить Богу, вознося ему молитвы. Но якобинская диктатура - детище Великой Французской революции - не желала терпеть никакой иной религии, кроме обожествления себя самой. Монастырь национализировали, а монахинь обвинили в бунте и в июле 1794 года обезглавили на гильотине. Вечный как мир сюжет, основанный на столкновении веры и идолопоклонства, доброты и нетерпимости - сколько раз он повторялся в истории, от крестной казни Иисуса до красного революционного террора и злодеяний гитлеровцев... Кстати, опера Франсиса Пуленка по новелле немки Гертруды фон Лефорт, переделанной в пьесу французским католическим писателем Жоржем Бернаносом, и писалась вскоре после окончания второй мировой войны.
И музыку композитор сумел написать "всемирную". В ней отголоски музыкальных драм Мусоргского и лирических партитур Равеля, духовных сочинений Стравинского и обворожительных мелодий Гершвина. Но главное - она цельна, проникновенна и возвышенно красива.
И ее замечательно доносят музыкальные актеры "Геликона", руководимые режиссером Дмитрием Бертманом и дирижером Владимиром Понькиным. Монахини - это и хор, и одновременно сплетение индивидуальностей: мятущаяся Бланш (в премьерном составе - Наталья Загоринская), блаженная Констанция (Марина Андреева), страдающая и любящая Мать Генриетта (Лариса Костюк), ее фанатичная помощница Мать Мария Воплощения (Мария Масхулия), чье честолюбие оказывается сильнее веры, приводя к предательству, - яркое доказательство того, что фанатизм и истинная вера несовместимы... Ну а заключительная сцена казни - потрясающее завершение сюжета и партитуры, где все смысловые нити и все голоса сходятся в скорбно-прекрасном, постепенно затихающем гимне: вот звучат шестнадцать голосов, потом пятнадцать, потом четырнадцать... пять... один...
Надо отдать должное художественному руководителю "Геликона": от его знаменитого режиссерского "хулиганства" здесь не осталось и следа. Все сделано просто, без лезущих в глаза "придумок", хотя на самом деле изобретательно. Чего стоит та же сцена казни, решенная без всякого натурализма, зато выпукло-символически: монахини по наклонному светящемуся коридору медленно восходят в черное закулисье, а революционная солдатня на авансцене в это время катает гигантские кегли, похожие на черепа, и каждое попадание кегли в зияющий створ кегельбана отмечено громовым стуком заслонки падающей, словно нож гильотины.
После пресс-показа Бертман хотел было устроить обсуждение спектакля, вышел уже к публике... но извинился и сказал, что передумал. И большая часть зрителей (а то в основном были, напоминаю, зубастые критики) его поддержала: видно, не я один испытал эстетическое и, главное, нравственное потрясение, после которого деловитый профессиональный разбор, тем более копание в мелких погрешностях (их можно найти всегда) кажутся неуместными.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников