АВИАТОРЫ ВСЕХ СТРАН, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

Более 130 ведущих авиационных фирм из 8 стран пред-ставили на ВВЦ свои проекты. Салон показал, что не конкуренция, а объе-динение усилий, взаимодействие и сотрудничество являются основой подъема авиационной промышленности.

- В одиночку нам не выжить, - подтверждает эту мысль организатор салона, президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения" Виктор Чуйко. - К счастью, все это понимают и все чаще стараются совместно решать возникающие проблемы. Салон показал, как много дают крепкие связи между предприятиями, которые теперь разделяют государственные границы. Эту мысль на конкретных примерах подтвердил генеральный директор Запорожского ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев:
- Разве можно говорить о какой-то "самостийности", если 85 процентов комплектующих для авиадвигателей мы получаем из России и примерно столько же готовой продукции отправляем обратно. Двигатели нашей разра-ботки и сборки установлены на большинстве самолетов семейств "Антонов", "Яковлев", "Туполев", "Ильюшин", на вертолетах "Миль" и "Камов". Около четырехсот российских предприятий тесно сотрудничают с нами.
Запорожское открытое акционерное общество "Мотор Сич" - круп-нейшее предприятие. Оно не только производит и испытывает авиационные двигатели, но и помогает правильно эксплуатировать их, ремонтирует. Кроме России, более чем в ста странах мира авиатехника поднимается в небо украинскими моторами.
- Чтобы система работала без сбоев, - добавляет Виктор Чуйко, - очень важно производить двигатели на совместных предприятиях, тесно связанных друг с другом. Именно такие взаимоотношения официально зафиксированы межправительственными соглашениями обеих стран. Поэтому сегодня уже можно смело говорить о существовании единого научно-производственного пространства в российско-украинском авиастроении. Чтобы достичь такого, пришлось немало потрудиться.
Как известно, история запорожского гиганта начиналась почти сто лет назад. За это время небольшой завод по выпуску сельскохозяйственной техники превратился в предприятие, которое производит мощнейшие силовые установки для самых крупных в мире самолетов "Руслан" и "Мрия". Важно заметить, что все разработки велись при непосредственном участии российских научных и производственных центров. Но в середине девяностых, во времена всеобщего размежевания, эти связи были разорваны. Дальнейшее существование авиационной отрасли оказалось, выражаясь медицинским термином, на грани несовместимости с жизнью. И все-таки авиастроители вы-стояли. И больше того - они пошли дальше. Салон показал это наглядно.
Именно здесь прошла презентация нового уникального пассажирского реактивного самолета АН-148 для региональных перевозок. Он способен удовлетворить запросы самых разборчивых клиентов. Самолет АН-148 комфортабелен, может приземлиться на короткой посадочной полосе, взять на борт нужное количество пассажиров... Однако стоит отметить и другое. Так, крыло "железной птицы" сделано в Харькове, оперение - в Воронеже, двигатель в Запорожье... Серийное производство нового авиалайнера начнется в 2005 году. Это и есть интеграция. О ней образно сказал Вячеслав Богуслаев: "В Украине есть столб - географический центр Европы. Некоторые у нас считают, что ради прогресса от него надо повернуться лицом к Западу. У меня другое мнение: смотреть надо туда, где тебя понимают. Думаю, у России, Украины и Белоруссии есть все, чтобы быть сильными. Вместе".