«Санрайз»: история кризиса одного ритейлера

Что стало причиной падения успешного торгового предприятия

Международная организация труда подсчитала количество российских безработных. По ее данным, в марте 2009 года численность наших безработных соотечественников составила 7,5 миллионов человек, т.е. 10% от всего трудоспособного населения. Эти цифры ненамного расходятся с данными Росстата за I квартал 2009 года – 7,1 миллиона безработных. В их число попали и 90% сотрудников известной торговой сети «Санрайз», к услугам которой за долгие годы привыкла большая часть столичных компьютерщиков и любителей цифровой техники.
Здесь можно было найти комплектующие и технику на любой вкус, в любое время суток и, что немаловажно, по низкой цене. Уникальная технология торговли по электронному каталогу, практически полностью автоматизированная, позволяла держать цену на 20-30% ниже, чем у конкурентов, причем с учетом их скидок. В отличие от большинства интернет-магазинов, которые, чего греха таить, и сами нередко выполняли заказы своих клиентов через «Санрайз» со своей наценкой, торговая сеть на 99,9% была обеспечена реальным товаром. Этот товар можно было быстро получить и в случае чего так же быстро обменять.
Три года назад сеть пополнила свой ассортимент бытовой техникой и электроникой, сохранив при этом принцип автоматизированной торговли. Появилась необходимость расширения торговых площадей и географии компании. И, видимо, с этого и началась у компании сложности. Владелец почти сотни торговых точек – гипермаркетов, супермаркетов, терминалов, интернет-магазинов – нуждался в дополнительных средствах на развитие. Поиски инвестора привели в компанию «Эльдорадо», которую до недавнего времени контролировал Игорь Яковлев. Уже в середине лета 2008 года сотрудники «Санрайза» все чаще стали замечать в центральном офисе компании менеджеров из «Эльдорадо».
На одном из форумов в интернете бывший работник «Санрайза» рассказал, что в руководство компании пришли десять новых человек из «Эльдорадо». Многие связывают этот переход с тем, что в то время у самой «Эльдорадо» начались проблемы с налоговой. Когда начали появляться новые департаменты и должности, а многие ключевые посты заняли новые люди, то некоторые «санрайзовцы» предположили, что их компанию, возможно, отныне контролирует И.Яковлев. Эта информация подтвердилась только в начале 2009 года, по сведению газеты «Коммерсант», «предприниматель является совладельцем ООО «Санрайз Риэл Эстейт» (по данным Росстата на 1 января 2009 года, на 100% принадлежит кипрской «Барсетто Коммершиал Лимитед»), управляющей недвижимостью Sunrise. При этом Игорь Яковлев рассматривал возможность участия в капитале компании, управляющей розничным бизнесом группы». Может быть, по такой причине так долго ничего не было известно о сделке. Интересно, как это в дальнейшем будет соотноситься с российским антимонопольным законодательством, согласно которому конкурирующие компании не могут принадлежать одному лицу?
Так совпало, что с момента приобретения структурами Яковлева активов «Санрайза», финансовые дела последнего вопреки прогнозам аналитиков рынка резко ухудшились. Как известно по данным сайта арбитражного суда Москвы с октября 2008 года в адрес «дочек» группы Sunrise зарегистрированы 52 иска на сумму 574,6 млн. руб. Почему ситуация сложилась подобным образом? Если верить рядовым сотрудникам, которые активно обсуждают события и действия руководства компании на форуме в интернете, такое управление может привести к банкротству. Некоторые полагают, а не специальный ли это шаг, заранее спланированный? Но в этом, конечно, еще предстоит разобраться.
Всего за небольшой срок некогда успешное торговое предприятие оказалось на грани краха. В то же время стало известно, что Яковлев продал «Эльдорадо» чешской компании PPF Group. Эксперты утверждают, что чехи, возможно, были вынуждены купить сеть, т.к. до этого вложили в нее солидные инвестиции. Но от приобретения «Санрайза» отказались, объяснив тем, что не готовы реструктурировать кредитный портфель компании.
Найдется ли покупатель на обремененную долгами часть компании, неизвестно. Неясно и то, что стало причиной плачевного состояния «Санрайза». А пока ритейлер вынужден сдавать свои торговые площади в аренду. Однако в самом «Санрайзе» утверждают, что удалось сохранить «скелет» компании, ее уникальное торговое предложение – плод интеллекта тех, кто стоял у истоков создания некогда маленькой компьютерной фирмы. Они уверены, что не все еще потеряно.