Госдума вновь предлагает сажать за «сомнения в итогах Великой Отечественной»

На очередную инициативу депутатов сподвигло чтение блогов: многочисленные интернет-активисты, обсуждая 9 мая, назвали его «чужим» праздником «не для нищебродов» 

«Буду предлагать вернуться к рассмотрению в Госдуме законопроекта о введении уголовной ответственности за реабилитацию нацизма и оправдание фашизма, и попытки пересмотра итогов Второй мировой войны, – заявил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк накануне пленарного заседания во вторник. Перед журналистами он предстал с георгиевской ленточкой на лацкане. – Никто не вправе ставить под сомнение подвиг нашего народа и память миллионов погибших в войне».

Причиной такого заявления, как оказалось, стали многочисленные отзывы о праздновании 9 мая, высказанные в блогах и социальных сетях оппозиционными активистами и простыми гражданами. Все это депутат Железняк успел прочесть за несколько выходных дней, и прочтя – пришел в негодование и решил разбираться с засильем «неправильного отношения» к важнейшему российскому празднику на законодательном и правовом уровне.

«Полосатый диснейленд»

Что же пишут блогеры о Девятом мая, и что так сильно возмутило вице-спикера парламента?

«От Библиотеки им. Ленина выход в Александровский сад был закрыт. Просто – тупо перекрыт, и все. Моховая тоже перекрыта. Ну, не для всех, понятно. Только для нищебродов. А «этим» (имеются в виду преставители власти – Trud.ru) – этим то можно в любую сторону, и по встречке, как здесь, и наискосок, как еще одно чудо проехало чуть раньше, и как хошь. Уже вообще ничего не стесняясь. На глазах у всех пейзан, которых менты гоняют с проезжей части, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд барам», – рассказывает в своем ЖЖ известный общественный активист и сторонник оппозиции, ветеран Чеченской войны Аркадий Бабченко. «Манежка также перекрыта полностью, – продолжает он, – и люди вынуждены идти по проезжей части. Которую время от времени все же открывают и по ней движется вполне себе плотный поток. Люди идут с детьми, с колясками, со своими стариками к Кутафьей башне. Зачем? Там же все равно входа нет? А им менты сказали, что там вход есть. Просто чтобы убрать людей из своего перехода, их и отправляют в обход за полкилометра по почти тридцатиградусной жаре по проезжей части с детьми».

Далее Бабченко, как и многие другие граждане, столкнувшиеся с тем же самым отношением, рассказывает, как на Красную площадь пускали через двойные кордоны, исключительно по паспортам и с досмотром вещей; как вообще весь центр Москвы оказался закрыт для простых людей; как даже ветеранов отказывались пускать через ограждения и им приходилось отправляться в обход за несколько сотен метров.

Многие москвичи, пришедшие просто с улиц посмотреть Парад Победы, отмечали, что ограждения словно специально установили так, чтобы людям не было видно проезжающей мимо военной техники. А полицейские, на вопросы, откуда лучше смотреть парад, отвечали: «Дома по телевизору смотрите».

«То, как был организован «парад победы», давало ясный посыл: «это не ваш праздник, уходите». Я чувствовал себя оборванцем, пришедшим на господский праздник: швейцар у входа с удовольствием бы дал мне пинка, но из-за праздничной обстановки вынужден выпроваживать меня с холодной вежливостью», – пишет другой блогер, подчеркивая, что вдвойне неприятно и обидно, что так было организовано не какой-нибудь формально-государственное мероприятие, а праздник, который изначально, по сути своей, является народным.

Слишком много – для власть имущих и для галочки, и слишком мало – для людей. Именно так можно выразить общую мысль, которая так или иначе присутствует в многочисленных постах. Вместо настоящей, патриотичной, живой Победы – многие увидели лишь «культ Победы», фальшь и пошлость. Именно в этом формализме, по мнению блогеров, и кроется причина позорных скандалов, которыми уже «отметились» многие российские регионы – когда на поздравительных баннерах вместо советских солдат изображают то американцев на Гуаме и Иводзиме, то фашистские (!) боевые расчеты и танки. Да и реальное уважение и внимание к ветеранам слишком часто уступает теперь место показухе с размахиванием георгиевскими ленточками, которые находчивые граждане крепят везде и всюду – на антенны машин, на ключи вместо брелоков, а самые «патриотично настроенные» юнцы даже умудряются вплести в кроссовки вместо шнурков.

В итоге день, посвященный одному из величайших событий современной истории, по выражению Егора Просвирнина, автора популярного интернет-сообщества «Спутник и Погром», превратился в «полосатый диснейленд».

Нет разговоров – нет проблем?

Таким образом, блогеры и интернет-активисты пишут о вполне конкретной проблеме формализации отношения к Девятому мая. Однако депутат Железняк, прочитав те же самые записи, сделал из них совершенно иные выводы. «Поразительно, насколько они ненавидят страну, народ, те ценности, которые являются смысловым стержнем нашего общества, – заявил парламентарий. – Им ненавистны парады, они считают, что георгиевская ленточка - это фетиш, что неизвестно, что было бы лучше для страны - победа нашего народа либо Гитлера».

По мнению единоросса, представители «несистемной оппозиции» и «болотного бомонда» в своих записях «оскорбляют ветеранов» и «глумятся над нашими традициями, издеваются над памятью нашего народа». А некоторые посты, по мнению Железняка, и вовсе стоят вне цивилизованного правового поля. Правда, конкретных примеров высказываний подобного рода парламентарий не привел.

Все это, – заявил вице-спикер, – заставило его обратиться за содействием к правоохранителям. «Должна быть ответственность за слова. Мы ответственны за сохранение исторической памяти, обязаны сберечь ее для будущего поколения россиян», – подытожил Железняк.

В связи с этим обозреватели отметили, что в Госдуме уже лежат два подходящих законопроекта. Первый из них – «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников, и отрицанию Холокоста» – был внесен 25 марта сенатором Борисом Шпигелем. Член Совфеда предложил расширить так называемую «экстремисткую» – 282-ю – статью УК и ввести за отрицание Холокоста и «оправдание военных преступников» тюремные сроки до 5 лет, а также исправительные работы и штрафы до 300 тысяч рублей.

Есть и еще один законопроект, находящийся в парламенте еще с 2009 года. В нем предлагается ввести в Уголовный кодекс уже отдельную статью за реабилитацию нацизма, и установить по ней наказание в виде штрафов до полумиллиона рублей или тюремных сроков до пяти лет.