Владимир Ресин: «Скажем доброе слово всем, кто строил и развивает Московский метрополитен!»

Владимир Ресин. Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

15 мая Московскому метрополитену исполняется 85 лет 


В пятницу, 15 мая столичный метрополитен отметит свой 85-летний юбилей. Хороший повод поздравить с этой датой строителей и тружеников столичного метро, а заодно и всех нас, москвичей и гостей столицы, уже не представляющих свою жизнь без транспортного средства № 1. А еще – вспомнить добрым словом строителей-первопроходцев и сказать спасибо тем, кто сегодня развивает сеть метро, соединяя огромный мегаполис в одно целое – нашу Москву.

По просьбе «Труда» своими мыслями и воспоминаниями делится Владимир Иосифович РЕСИН, долгие годы возглавлявший московский строительный комплекс, а ныне депутат Государственной думы.

– Тогда, 85 лет назад, были заложены основы всего российского метростроения, – напоминает Владимир Ресин. – Столица, как это часто бывает, выступила в авангарде столь масштабного строительства. А те подземные станции, которые были возведены к 1941 году, во время войны служили укрытием для москвичей от бомбежек. 

Знаете, что первыми метростроевцами были жители и шахтеры из Донбасса? Их специально привезли в Москву как мастеров по подземной проходке. Тяжелейшая была работа! О тех первых годах строительства метро в Москве помню одно замечание моего отца, который в 1935 году занимал ответственный пост в Минске, а позже, с 1938 года, работал в Москве в должности первого заместителя начальника Главлесосбыта при Совнаркоме СССР. Так вот, ему рассказывали, что поначалу, когда строились первые станции метро, у москвичей это вызывало раздражение: туда уходили огромные деньги, на работы были привлечены тысячи комсомольцев со всего Советского Союза (к началу 1935-го их было 19 тысяч, а население Москвы тогда было чуть больше 3,6 миллионов). Наверное, обидное слово «понаехавшие» пошло как раз оттуда.

 

Строительство Московского метрополитена. Архивное фото

Пуск первой линии метро состоялся 15 мая 1935 года, а почти через год родился я. В Москву мы с семьей переехали в 1939-м, уже после открытия третьей Горьковско-Замосковрецкой линии. И когда народ распробовал новый тогда вид транспорта, убедился воочию, что каждая станция метро —настоящее произведение искусства, то и настроение поменялось. Гордость за Москву и за страну переполняла людей, а метро стало не только удобным транспортом, но и той достопримечательностью, на которую приезжали посмотреть издалека. Профессия метростроителя превратилась в одну из самых престижных. Я сам, между прочим, когда учился в горном институте, мечтал работать мастером в метро. Но не попал – очень трудно было туда устроиться. И уехал по распределению на Украину горным мастером в трест Ватутин-Уголь. Только в 1964-м смог вернуться в Москву и начал работу в строительстве.

Сегодня метро для столицы – как воздух. С 2012 года территория Москвы, по сути, увеличилась вдвое, жители Новой Москвы с нетерпением ждут, когда метростроители проложат новые линии в тот или иной район. Москвичи открытию каждой новой станции радуются как дети! Да и понятно: в такой огромной агломерации, фактически, с 17-миллионным населением, если учесть и работающих трудовых мигрантов, без метро не обойтись.

Строительство первой очереди метро. Архивное фото

Московский метрополитен по загруженности занимает 2-е место в мире (сильнее загружено лишь метро в Токио). При этом по протяженности линий мы пока еще уступаем крупнейшим метрополитенам мира – таким, как пекинский, шанхайский, лондонский, нью-йоркский, токийский, мадридский. Но наши бойцы-метростроевцы без устали строят новые линии и станции метрополитена в Москве. По слаженности действий, уровню мобилизации и объемам работ они, можно сказать, являются гвардией строительной армии.

Правительство Москвы планирует построить около 50 станций за 5 лет. Цифры, поражающие воображение. Московский метрополитен – одна из самых активно строящихся и развивающихся систем общественного транспорта в мире. При Юрии Лужкове, в конце 90-х – начале 2000-х, мы в столичном правительстве строили новые станции и депо, разрабатывали планы развития метрополитена, однако о таких масштабах могли только мечтать. Тогда мы стремились добиться включением железных дорог в работу городского пассажирского транспорта – МЦК и МЖД. Но по разным причинам решение этой проблемы было отложено более чем на десять лет.

Сергей Собянин, возглавив Москву, развязал гордиев узел накопившихся в транспортной инфраструктуре столицы проблем и дал старт новому этапу метростроительства. Благодаря чему оздоровилась кровеносная система городской инженерной и транспортной инфраструктур, город задышал, постепенно избавляясь от вечных пробок. Сейчас у нашей столицы есть технические возможности, которых мы десять-двадцать лет назад не могли себе ни представить, ни позволить. Команда Собянина не только сохранила все то, что было до них, но и во многих направлениях резко подняла планку. В первую очередь, это метро, инженерная инфраструктура, дороги.

Даже во время карантина, настаивает мэр, нельзя останавливать строительство метро. Это градообразующее предприятие, кровеносная система города. К тому же московское метро всегда выгодно отличалось от других подземок уникальным оформлением станций. Многие из них – настоящие произведения искусства, ценные свидетельства эпох. Я верю, что и у наших внуков и правнуков будет повод сказать спасибо нынешним метростроителям, вкладывающим свои труды, таланты и душу на благо и нынешнему, и будущим поколениям москвичей! 



Житель Приморья с тремя детьми ради спасения от коронавируса ушел жить в лес. А вы на что готовы, чтобы уберечься от заразы?