"НЕ НАВРЕДИ!"

В этом убедились зрители, побывав на спектакле "Перед заходом солнца" Генриха Гауптмана, где знаменитый артист играет 70-летнего влюбленного главу фирмы.

11 июня на сцене Малого театра начались гастроли Петербургского Большого драматического театра имени Георгия Товстоногова. В течение 15 дней москвичи и гости столицы смогут посмотреть спектакли последних лет одного из самых сильных коллективов в стране: "Бориса Годунова" А. С. Пушкина, "Макбета" В. Шекспира, "Антигону" Ж. Ануя, "Федру" Ж. Расина, "Ложь на длинных ногах" Э.Де Филиппо, "Калифорнийскую сюиту" Н.Саймона и "Аркадию" Т. Стоппарда, на днях получившую Государственную премию России.
Что и говорить, репертуар заслуживает всяческих похвал, ни к одному из названий "комар носа не подточит". К тому же коллектив приехал в Москву в полном своем составе, где наряду с прославленными мастерами сцены: Алисой Фрейндлих, Ларисой Малеванной, Олегом Басилашвили, Андреем Толубеевым, Валерием Ивченко, Геннадием Богачевым выступают молодые артисты.
12 лет назад, после того как ушел из жизни Георгий Александрович, ответственность за судьбу театра взял на себя Кирилл Юрьевич Лавров. Приглашая на постановки разных режиссеров: Теймураза Чхеидзе и Григория Козлова, Эльма Нюганена и Григория Дитятковского, он прежде всего старается не нарушить главной заповеди: "Не навреди". Не навредить труппе, с такой любовью выпестованной Товстоноговым за много лет и теперь осторожно обновляемой, не навредить чувству стиля, меры, такта и культуры, которые, ох, как непросто сохранять в окружающей атмосфере бескультурья, и, конечно же, не навредить будущему театра. Каким оно будет через 10-20 лет, трудно предугадать, поскольку судьба репертуарных театров при мизерной дотации государства теряется во мгле. Быть может, БДТ так и останется оплотом русского психологического искусства в северной столице, а может, эта великая Атлантида уйдет на дно театрального океана под напором агрессивного поставангарда. Как знать. Только до тех пор, пока здесь не разучатся верить в человека и его силу духа, зрители, приходящие на спектакли товстоноговцев, будут по-прежнему ощущать на себе очищающую силу искусства, возвышающую их над всем обыденным и мелочным. Это не просто громкие слова, потому что после окончания спектакля "Перед заходом солнца" избалованная столичная публика долго не отпускала его участников со сцены и скандировала "браво". Она не знала, как еще можно выразить переполняющую их благодарность за ту радость, которую подарили артисты. В первую очередь это касалось центрального исполнителя Кирилла Лаврова, сыгравшего роль 70-летнего советника крупной коммерческой фирмы, однажды решившего круто изменить ход налаженной жизни и вопреки общественному мнению и желанию избалованных детей связать свою судьбу с юной девушкой...
Эта история не имела ничего общего с "неравным браком", поскольку колоссальная разница в возрасте не становилась преградой для большого чувства, вспыхнувшего между владельцем огромного состояния и воспитательницей детского сада. Возможно, все бы и закончилось happy end (как в мыльных телесериалах с подобным сюжетом), только драматург, хорошо изучивший нравы немецкой элиты 30-х годов, не мог допустить такой неправды. Высшая каста неприкасаемых не могла позволить, чтобы кто-то из их клана нарушил сложившийся порядок иерархической лестницы возвышенной любовью - тем более старик. Кирилл Лавров, отлично понимавший, насколько щекотливо выглядит на сцене (да и в кино тоже) тема влюбленного мужчины возраста Фауста, все сделал для того, чтобы его роман с прелестной девушкой не выглядел пошло, тем более вульгарно, и зрители поверили в их духовную близость, когда уже становится неважно, какая пропасть времени пролегла между ними. Но окружающим (по пьесе) людям так не казалось. Самое страшное заключалось в том, что палачами Клаузена стали его взрослые дети. И дом, прежде служивший ему крепостью, превратился в ад, довел его до потери рассудка, а потом и смерти.
Кто-то может сказать, что эта сентиментальная история не типична для нашего прагматичного времени, и если красавицы выходят замуж за богатых стариков, то, в основном, из меркантильных соображений. Думаю, в этом случае им можно только посочувствовать. И в свою очередь позавидовать молодой актрисе Александре Куликовой, которая в течение трех часов любила на сцене одного из самых обаятельных и элегантных мужчин нашего времени - Кирилла Лаврова, которому удалось в этой роли переиграть Михаила Царева, когда-то выступавшего в идентичном спектакле Малого театра. Кто бы мог подумать, что именно сейчас так сойдутся пути-дороги двух прежде совсем не похожих театральных коллективов...