08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГАРРИ ГРОДБЕРГ: БАХ СОВРЕМЕНЕН ВСЕГДА

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 14 Июня 2001г.
В мире музыки Гарри Гродберг известен не только как замечательный органист. Он еще и первый исполнитель многих произведений, написанных для этого инструмента, до него считавшихся "слишком сложными" либо вообще остававшихся неизвестными. Первым стал он и в другом: создал радиоповесть. Полное ее название - "Полвека на службе у Баха: Гарри Гродберг о времени и о себе". В эфир она выйдет на "Радио России".

Об этой передаче Гарри Яковлевич говорит: "Мечта всей моей жизни - играть музыку и рассказывать о ней многомиллионной аудитории".
- Почему именно Бах стал "главным" вашим композитором? - спросила я у музыканта, приехавшего в Петербург на гастроли.
- Потому, что я органист. А Бах - это основа органного искусства и его вершина. После него были другие великие композиторы - Гайдн, Моцарт, Бетховен... Но последний для органа практически ничего не написал. Моцарт - лишь несколько сочинений (правда, замечательных)... В консерватории я учился сразу на двух отделениях - фортепиано и органа. Но сомнений, на каком инструменте сосредоточиться, не возникало ни разу. К органу меня вела сама любовь...
- Специалисты говорят, что интерес к классической музыке среди россиян в последние годы заметно снизился.
- Не могу с этим согласиться. Сам я, правда, опросов не проводил, статистическими данными не располагаю. Но на моих, например, концертах всегда много слушателей. Выступаю, представьте себе, с 1947 года, начал давать концерты еще будучи студентом и не припомню, чтобы зал был не заполнен... Конечно, жизнь вносит свои коррективы, в том числе и в отношении людей к музыке. Сама музыка меняется с течением времени. Как и возможности приобщения к ней. Появились, скажем, компакт-диски с их эффектом присутствия в зале во время концерта.... И все-таки "живое" исполнение ни с чем не сравнить! И здесь очень многое зависит от музыканта, его мастерства и вдохновения. Об этом я тоже буду говорить в своих передачах. В каждой из них - а всего запланировано 27 серий - прозвучат также записи моих выступлений на органах разных городов и стран. В большинстве своем это уникальные звуковые документы, так как именно я был первым исполнителем той музыки, которую они хранят, которая прежде никогда не звучала. Это сочинения великого немецкого романтика Феликса Мендельсона-Бартольди, усилиями которого в первой трети XIX века в Европе возродился интерес к Баху, а кроме того - произведения для органа Альбинони и Вивальди.
- Гарри Яковлевич, а где в России самый хороший орган?
- Очень неплохой здесь, в Большом зале Петербургской филармонии. Он - один из самых больших в России. Но его 27 лет не ремонтировали, это очень много... Хорошие органы в зале имени Чайковского, в Большом зале Московской консерватории, а также в Калининграде, Самаре, Твери... В Твери я когда-то организовал Фестиваль Баха. Недавно он с большим успехом прошел там уже в девятый раз, зал от публики, без преувеличений, ломился, не вмещал всех желающих. Это к вашим сомнениям насчет популярности классической музыки у россиян.
- А что бы вы могли сказать тем, кто считает, что Бах сегодня не современен?
- Он всегда будет современен. Потому что - гений. Во всем: сочинял великую музыку, был причастен к созданию новых музыкальных инструментов, утвердил современный темперированный строй, благодаря чему вошли в обиход все 12 тональностей. А как он понимал и чувствовал душу человека, насколько глубоко сумел выразить это в своих "Страстях" и кантатах!..
- Немцы порой говорят, что только они в полной мере понимают Баха, так как он их соотечественник.
- А россияне думают так о Чайковском, французы - о Бизе... На самом деле и Бах, и Чайковский, и Бизе, и другие великие композиторы принадлежат не только тем народам, представителями коих являются, но всему миру. Ведь их музыка - всечеловечна, объединяет, а не разделяет людей, живущих в разных странах.
- Как шла работа над радиоповестью?
- Это был колоссальный многомесячный труд вместе с ведущей Маргаритой Лянге, постановщиком Германом Садченковым и звукорежиссером Игорем Шинкаревым. Впервые в жизни мне пришлось столкнуться с суперсовременной электронной акустикой. Результатом я доволен.
- Не сообщите ли, когда ваша повесть выходит в эфир на "Радио России"?
- Первая передача цикла - 13 июня, в 15.10. И дальше в это же время - каждый будний день.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников