КОНТРОЛЬНАЯ ПО СТРЕЛЬБЕ

В шахтерском Первомайске, где чуть больше восьмидесяти тысяч жителей, семья Романенко была на виду: отец, красавец мужчина, работал в военкомате, отвечал за допризывную подготовку школьников, был уважаем коллегами и любим ребятами. Мама, мягкая, обаятельная женщина, излучала душевное тепло и олицетворяла домашний уют. Дети, ухоженные, воспитанные, отлично показывали себя в школе. Казалось, ничто не может омрачить благополучие их дома, здесь царили достаток, любовь и взаимное понимание, здесь так любили собираться родственники, и каждая травинка во дворе росла на своем месте.

И вот все со страшным грохотом рухнуло. По свидетельству начальника Первомайской милиции Юрия Леонтьевича Еланского, жуткие события разворачивались так.
Вечером 27 мая Григорий Леонидович Романенко попрощался с сослуживцами, собираясь ложиться в областную больницу с обострением язвенной болезни желудка. В тот же вечер 16-летний Миша попросился у родителей в гости к другу, который отмечал проводы в армию. Отец разрешил, но с одним условием - в одиннадцать быть дома. Обычно дети строго соблюдали регламент, но в этот раз Миша загулял до утра, не удивительно, что дома его ждала взбучка. Позже он расскажет следователю, что вместо того, чтобы повиниться, нагрубил отцу, и тот дал ему пощечину. Ярость подростка была так сильна, что он решил во что бы то ни стало отомстить "обидчику" и с той минуты стал пристально следить за каждым его шагом. К несчастью, отцу вздумалось перед отъездом почистить охотничье ружье, а убрать его назад в сейф помешал неожиданный звонок с работы. Поставив оружие в шкаф, Григорий Леонидович вышел из дома. А когда вернулся, разулся и вошел в комнату, Миша, спрятавшись за дверью, выстрелил в отца из двустволки...
Стрелять в людей было любимой забавой подростка. Правда, до этого случая он делал это на экране компьютера. Во время осмотра места происшествия оперативно-следственная группа найдет в доме целую кипу компакт-дисков с компьютерными играми-"стрелялками". Два года мальчик виртуально охотился на людей и, радуясь, что убил, с особым смаком делал контрольный выстрел. Не забыл он про него и в тот день, подойдя к распростертому телу отца. Когда через пятнадцать минут пришла из магазина мама, Миша как ни в чем не бывало смотрел телевизор. Мама зашла со двора сразу на кухню и стала хлопотать у плиты. Кухню и комнату разделяла стеклянная дверь.
- Ты голодный?- крикнула она сыну и вдруг увидела наставленную на нее двустволку. Наверное, она подумала, что ее умный сын так глупо балуется, возможно, даже упав на осколки разбитого стекла с тяжелым ранением в бок, считала, что это случайность. Но сын подошел не затем, чтоб кинуться на помощь, он приставил ствол к материнскому лбу...
Позже Михаил так объяснит оперативникам свое поведение: "Я хотел убить только отца, а остальных убивал как свидетелей". Поджидая гуляющую с подружками 13-летнюю сестренку, Миша смотрел телевизор. И лишь когда всеобщая любимица, весело влетев на кухню, закричала от ужаса, он снова вскинул ружье. Завершив свою "работу" до конца, Миша аккуратно убрал территорию: сбросил трупы в подвал, протащив их в кладовку через террасу, тщательно вымыл пол и пропылесосил ковры. Потом покушал, развернув принесенные мамой свертки с продуктами, и сел смотреть видики. Когда вечером позвонила мамина сестра тетя Вера, живущая в соседнем Стаханове, Мишин голос не показался ей странным - может, только чуть утомленным.
- Ты устал?- спросила любящая тетя.
- Да, - честно ответил он, - занимался уборкой.
- А что мама с папой делают?- спросила тетя.
- Их нет, - опять сказал правду Миша.
- Уже в больнице? - догадалась тетя. - Ну смотри, веди себя хорошо.
Напрасно два следующих дня тетя Вера звонила в Луганск, в приемном покое ей отвечали, что Романенко в больницу не поступал. Не на шутку разволновавшись, она позвонила в Луганск старшему сыну сестры, который учился на четвертом курсе аграрной академии, и попросила сходить в больницу - может, вышла какая-то путаница? А тот, узнав, что отец с матерью в больнице не появлялись, срочно выехал в Первомайск.
Это было уже 31 мая, в школе отзвенел последний звонок, на который Миша пришел, как всегда, одетым с иголочки и принес реферат, чтобы учитель истории исправил годовую оценку "одиннадцать" баллов на высшую "двенадцать". Ни учителя, ни одноклассники не заметили в нем никаких перемен или странностей. Он был весел, обсуждал предстоящую практику, заглянул в кабинет классного руководителя - спросил, когда приходить красить полы. А по дороге домой затащил друзей к себе в гости - отметить окончание года.
Вечером, когда Миша остался один, в дверь позвонили. В окно он увидел стоящего на крыльце старшего брата. Попытка затаиться, сделать вид, что дома никого нет, не дала желаемого результата. Брат достал свои ключи и вставил в замок. Когда он разулся, вошел в комнату и зажег свет, раздался выстрел. Надо сказать, что соседи (дом принадлежит двум хозяевам) ничего не слышали - в довоенном здании стены толщиной почти в метр.
Первого июня в Первомайске отмечали День защиты детей, по городу летали воздушные шарики, играла музыка. За сестренкой забежали подружки - позвать на конкурс рисунков - и очень удивились, узнав, что девочка уехала к тете, даже не попрощавшись. Вышел прогуляться и Миша. Встретившись с друзьями, он предложил отметить праздник у него, деньги, дескать, имеются, а родители уехали на море. Зашли в магазин, Миша накупил дорогой выпивки - водки, шампанского, ликеров, разнообразной закуски и конфет. И с первого по четвертое июня в доме, где лежали тела хозяев, гремела музыка и резвилась молодежь. А четвертого в десять часов вечера во двор въехала машина, из которой вышла тетя Вера. Застав на кухне веселую компанию, она разогнала друзей и набросилась с упреками на Мишу:
- Мама с папой куда-то исчезли, а ты здесь гулянку устроил!
В те минуты она еще надеялась, что у сестры с зятем поменялись планы и они уехали не в Луганск, а в Донецк, где и больниц побольше, и медицина побогаче. Племянник ничего не ответил, только сверкнул глазами и выскочил из дома в ночь.
- Это был не Миша, а какой-то зомби, - скажет она потом, - оболочка его, а глаза чужие, страшные.
Всю ночь несчастная женщина, терзаясь черными думами, не сомкнула глаз, а на рассвете увидела у калитки невесту старшего племянника. Она приехала из Луганска утренним дизелем.
- Что с Леней? - кинулась девушка с расспросами. - Он уехал домой еще в пятницу и даже на экзамен в понедельник не пришел!
Женщины вернулись в дом, и только тут тетя заметила, что в коридоре стоят и ботинки Лени, и обувь родителей, и босоножки Любочки.
- Запах какой-то странный, - поежилась девушка и включила свет на террасе. Одновременно вспыхнул свет и в кладовке, осветив приоткрытую крышку подвала...
Сообщение о том, что в доме 28 по улице Ленина найдено четыре трупа, в горотдел милиции поступило в пять утра. А через два часа во время отработки города был задержан Миша. Вместе с друзьями он безмятежно спал в белых "Жигулях", которые один из приятелей угнал у своего дяди и припарковал в тенистой аллее. В его карманах было найдено 3950 долларов и 15 тысяч гривен, в общей сложности около десяти тысяч долларов - деньги, вырученные отцом за продажу "фольксвагена".
Миша сразу признался, что убил родных. Он сказал, где спрятал ружье. При обыске дома части разобранной двустволки нашли в указанных им местах. На стволе были отпечатки пальцев подростка. Совпали с реальностью и другие детали его рассказа - характер ранения пострадавших, последовательность сбрасывания их в подвал. Следы от дроби были найдены на кухонной мебели, а несколько дробинок - в пылесосе.
- Он плакал, нервничал? - спрашиваю Юрия Леонтьевича.
- Нет, парень был спокоен. Не юлил, не прятал глаз, отвечал четко и обстоятельно, как хороший ученик урок. Его спросили - не жалко ли было сестренку? Он ответил, что нет. Родители баловали Любочку, а его заставляли работать по дому. Были претензии и к старшему брату. Леню все время ставили Мише в пример. И школу он окончил с золотой медалью, и в аграрной академии учится на повышенную стипендию, и, когда приезжает домой, бросается помогать отцу. А Мишу приходилось подгонять и подталкивать, ему это было неприятно, и он решил, что родители его любят меньше, чем других детей.
В дикое преступление младшего сына Романенко сегодня верит только милиция и прокуратура. Учителя, которых я застала в пустынной субботней школе за покраской полов, признались, что трагедия не укладывается у них в голове - ну ни разу не выдал себя этот ребенок хоть бы намеком на особую жестокость. Две девочки из десятого класса, которые пришли помогать в ремонте, сказали, что весь класс рыдал от жалости к Мише.
- Он такой хороший, красивый, веселый, никого не обижал, никогда не жадничал. В него все были влюблены. Не мог он такое сделать, он добрый. Да и зачем? Ведь папа обещал ему машину через год подарить, когда он школу окончит.
Удивлены и сослуживцы Григория Леонидовича.
- У Миши не было причин ненавидеть отца, - сказал мне седой дежурный прапорщик. - Он рос на моих глазах, смышленый, резвый пацан, может, более обласканный, чем другие. Отец его и на рыбалку брал, и на охоту, и в гараж. Мы все уважали Григория, спокойного, правильного человека, который жил ради своей семьи. Хозяин был потрясающий, минуты не сидел без дела. Все переживал - картошку надо окучивать, помидоры поливать, а я в больницу собрался. Теперь и его нет, и семьи нет, а помидоры остались...
Но больше всех версией следствия возмущены родственники погибших.
- Настоящие убийцы ходят и смеются, - сказала мне на кладбище та самая тетя Вера, что обнаружила в подвале трупы. - А Мишеньку просто подставили! Все подстроили и запугали, не зря у него при встрече были такие глаза!
- Это была необыкновенная семья, они не могли друг без друга, вот и ушли из жизни все вместе! - включилась в разговор бабушка. - Мы весной всем дни рождения отметили, как веселились, будто чувствовали, что в последний раз! Таня с детьми и рисовала, и вырезала что-то: столько сюрпризов всем приготовила. Она была исключительной матерью и женой. В семье не то что слова "дура" или "дурак" не звучало, там даже замечания делали в мягкой форме. Разве таких родителей убивают? Им кто-то очень завидовал, вот и истребил под корень. Бедный-бедный Мишенька, ему даже передачки носить не разрешают...
- Мы сделаем все, чтобы его спасти, - клянется на могиле сестры тетя. - Я не брошу твоего сына, ты слышишь, Танечка! Мы разыщем истинных злодеев...
Родственников можно понять: так легче пережить несчастье и не сойти с ума. К слову, о помешательстве. Не этим ли объясняется дикий поступок подростка? Ведь если бы в обличье хорошего мальчика умело прятался злодей, он давно бы скрылся с места преступления. Что же держало малолетнего убийцу в доме целых восемь дней? Больная психика или инфантильность? Что помешало исчезнуть, придумать алиби или самому притвориться жертвой? Поведение парня трудно назвать адекватным, но заключение о его психическом здоровье вынесет судебно-медицинская экспертиза, которую он в данный момент проходит.
Один из психиатров в беседе с журналистом заметил, что существует такая форма шизофрении, которая долгое время остается незаметной для окружающих, а катализатором для вспышки агрессии может послужить любая мелочь - размолвка, переутомление или, скажем, долгое сидение за компьютерными играми. Пока же в отношении подростка возбуждено уголовное дело 151 ч. 2 п. 1 УК Украины (умышленное убийство с особой жестокостью двух и более лиц).