УРЕЗАННЫЙ ПАЕК

Госдума направила премьер-министру Михаилу Фрадкову парламентский запрос "О мерах правительства РФ по перерасчету пенсий военных пенсионеров в связи с увеличением стоимости соответствующего продовольственного пайка". Почему возникла необходимость в этом? Корреспондент газеты задал этот вопрос заместителю председателя Комитета Госдумы по безопасности Виталию МАРГЕЛОВУ:

- В нашей стране около 2,6 миллиона военных пенсионеров. Их пенсию рассчитывают, исходя из оклада денежного содержания и месячной стоимости продовольственного пайка военнослужащего. Эти две суммы и надо брать за основу ежегодной индексации пенсий военнослужащим.
А что мы имеем на деле? Последний раз военные пенсии по окладам индексировались 1 октября 2003 года, да и то лишь на 11 процентов - ниже официального уровня инфляции, определенного Госкомстатом (теперь - Росстат) на 2003 год. Инфляционные потери за 2004-й и начало 2005 года вообще не компенсированы.
Продовольственный паек за это же время подорожал почти в 3 раза - сейчас он стоит больше полутора тысяч рублей (из расчета 56,8 рубля в сутки) в месяц на человека. Однако его стоимость военным пенсионерам вообще не индексируют. Сейчас тысячи военных пенсионеров судятся из-за этого с Минобороны. Но недовольных - в десятки раз больше. Поэтому депутаты и предложили правительству разобраться с индексацией стоимости продовольственных пайков.
- Ну а само правительство, без депутатского запроса, не видит необходимости исправить эту ситуацию?
- Почему же не видит? В Федеральном законе N 49 от 7 мая 2002 года прямо сказано, что правительство, рассчитывая размер денежного довольствия военнослужащим, обязано учитывать инфляцию. Следовательно, на соответствующую сумму оно должно индексировать и военные пенсии. Но в Минфине считают, что у военных пенсионеров и без того пенсии больше, чем у гражданских. Повышение с 1 января 2005 года дополнительных выплат в виде различных надбавок к денежному довольствию военнослужащих не повлияло на размер пенсий, так как при их расчете они не учитываются. Минфин и Минобороны, поддерживая действующих военных, оставили за бортом людей, отдавших службе в Вооруженных силах 20 и более лет.
Сегодня, по некоторым расчетам, больше 60 процентов военных пенсионеров живут за чертой бедности. За прошедшие два года, по подсчетам экспертов нашего комитета, инфляция "ужала" покупательную способность пенсии на треть. А тут еще закон о монетизации отменил ряд существенных льгот военнослужащим, военным пенсионерам и членам их семей. Президент России Владимир Путин поддержал военных пенсионеров и издал 18 января 2005 года Указ N 176, по которому с 1 марта 2005 года им начали ежемесячно доплачивать к пенсиям 240 рублей. Но эта сумма не покрывает всех издержек.
- Допустим, вы "пробьете" индексацию пайкового довольствия для военных пенсионеров. Но сейчас все громче звучат недовольные голоса работающих пенсионеров. Им в отличие от гражданских лиц не повышают ежегодно пенсии, хотя они исправно отчисляют 28 процентов своего заработка в Пенсионный фонд.
- Это настоящее издевательство над людьми, которые в силу разных обстоятельств вынуждены покинуть военную службу в возрасте 35-40 лет. Больше 70 процентов таких отставников успешно трудятся - у них специальное образование, опыт работы в самых сложных условиях. Государство вкладывает немалые деньги в их переподготовку для работы "на гражданке", и сейчас около 1,5 миллиона отставных офицеров заняты полезным делом. К сожалению, законодательно их права на гражданский трудовой стаж и соответствующую прибавку к пенсии никак не закреплены. Но ведь эта прибавка заработана честным трудом. Значит, ее надо отдать или не перечислять эти 28 процентов в ПФР, а предложить работающим военным пенсионерам самостоятельно открывать накопительные счета в негосударственных пенсионных фондах (НПФ).
- Вы будете настаивать на том, чтобы военным пенсионерам вернули деньги, потерянные из-за инфляции в прошедшие два года?
- Я считаю своим долгом всемерно способствовать тому, чтобы ветераны военной службы не чувствовали себя забытыми, униженными, нищими, чтобы они видели на деле - государство и народ благодарны им за тяжелый ратный труд.