ДЕНЬГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ. ОСОБЕННО БЮДЖЕТНЫЕ

С вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", считает председатель Счетной палаты Сергей Степашин, в бюджетной системе может образоваться огромная "черная дыра". До 40 процентов средств, или 2 триллиона рублей, будут расходоваться, по сути, без контроля.

В Красноярске прошла VIII внеочередная конференция Ассоциации контрольно-счетных органов России. В Сибирь съехались делегации из 63 регионов. Собравшиеся искали "узкие места" в связи с вступлением в силу закона о местном самоуправлении (или ФЗ-131, как его принято называть). Закон вступит в силу с 1 января 2006 года.
- Закон сам по себе прекрасный, прогрессивный, - говорит Степашин. - Он гораздо лучше, чем действующий, принятый в 1995 году. Вопрос в том, будет ли этот закон работать? Чтобы не получилось так, как с монетизацией. Судите сами: с сентября 2004 года по 15 апреля 2005-го количество муниципальных образований в стране увеличилось более чем в 2 раза - с 12 тысяч до 24. А в Костромской, Калужской, Московской, Рязанской, Тверской, Тульской областях их стало больше почти в 10 раз. Еще сложнее ситуация будет складываться в обширных и слабо заселенных регионах Севера, а также Сибири и Дальнего Востока. Например, в Республике Коми количество муниципальных образований должно вырасти с 21 до 240. Следовательно, потребуется огромное число квалифицированных кадров - по нашим подсчетам, 350 тысяч новых управленцев. Откуда они возьмутся, кто их будет обучать? Закладываются ли на эти цели необходимые средства в бюджет? Готова ли нормативная база?
Красноярск выбрали местом проведения конференции неслучайно. С одной стороны, край - донорский, давно живет на собственные средства. Здесь уже действует двухуровневая система управления (аналогичная ситуация - в Ставропольском и Краснодарском краях). Значит, региону легче будет жить по новым правилам. С другой стороны, в крае на огромной территории сосредоточены и все российские проблемы. Недавнее объединение трех субъектов Федерации - Красноярского края, Таймыра и Эвенкии - только усложнило управленческие задачи.
В регионе действуют сразу четыре ЗАТО - так называют закрытые города и поселки, работающие на оборону страны. С 1 января все они будут переведены с федерального на краевое финансирование. Станут ли они после этого жить лучше? Большой вопрос. По мнению делегатов конференции, чтобы сохранить здесь нормальный уровень жизнеобеспечения, следует выделить из федерального бюджета дополнительные компенсации, сохранить субвенции на отселение граждан из ЗАТО. Кроме того, необходимо разработать программы социально-экономического развития закрытых территорий, иначе местное коммунальное хозяйство может просто рухнуть.
- Идея - чтобы люди сами научились отвечать за свою жизнь и судьбу - безусловно, хорошая, - считает председатель Законодательного собрания Красноярского края Александр Усс. - Однако боюсь, что полноценная модель местного самоуправления в России не пройдет. С точки зрения экономики страна у нас специфичная, ее финансовое благополучие зиждется на крупных сырьевых предприятиях, а их у нас немного. Следовательно, каждый населенный пункт не сможет самостоятельно зарабатывать столько, сколько необходимо для нормальной жизни. К примеру, если бы мы не предприняли кое-какие профилактические меры, с 1 января было бы ликвидировано единое муниципальное образование - Норильск.
- Новый закон позволяет людям, живущим в поселках, самим принимать участие в формировании местного бюджета, принимать решения - строить или не строить дорогу, Дом культуры и так далее, - говорит губернатор края Александр Хлопонин. - И это правильно, это - безусловное преимущество. Но очень большой пласт вопросов остается нерешенным. Например, в Минусинске есть ТЭЦ. Представляете, что произойдет, если мы возьмем и поделим сети между разными муниципальными образованиями?
Как водится, решать организационные, управленческие и финансовые проблемы, видимо, придется по ходу дела. Именно в переходный период из-за общей неразберихи обычно исчезают крупные денежные суммы и муниципальная собственность. Пока представительные органы разберутся - глядишь, все уже приватизировано или сдано в аренду. Между тем вопросы внешнего финансового контроля прописаны в ФЗ-131 невнятно.
- Более того, - сообщил Сергей Степашин, - для нас стало неожиданностью, что положения о внешнем контроле изъяты и из Бюджетного кодекса. До сих пор региональные Счетные палаты имели право контролировать местные бюджеты, а Счетная палата России - областные и краевые. Теперь такого права у нас нет. Как выяснилось, изменения внесены с подачи Министерства финансов. Минфин считает, что мы залезаем в их вотчину. Но это неправильно. Потому что на муниципальном уровне система государственного финансового контроля еще не создана, а вышестоящие органы уже лишены своих возможностей.