04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СНИМАТЬ ПО-РУССКИ

Павлючик Леонид
Опубликовано 01:01 14 Июня 2006г.
Такого сильного конкурса в Сочи не было за всю 17-летнюю историю "Кинотавра". Именно так оценили только что закончившийся фестиваль участники этого самого престижного и авторитетного российского киносмотра. Во второй половине фестиваля как будто прорвало невидимую плотину, и на экраны хлынул поток талантливых, ярких, острых фильмов - один другого интереснее и лучше. Критики, повидавшие на своем веку всякого, выходили из зала и только озадаченно крутили головами: откуда что взялось?

Слов нет, разговоры о взлете российского кинематографа ходили давно, не подкрепленные, правда, ни громкими победами на международных кинофестивалях (мы год за годом "пролетаем" в Канне и Берлине), ни подлинным оживлением кинопроката, куда из 70-80 снимаемых в России лент до сих пор прорывалась только горстка снятых и раскрученных телевидением блокбастеров. И вот именно сейчас и именно на "Кинотавре" возникло стойкое ощущение, что в нашем кино наконец-то произошел прорыв.
Во-первых, сегодня в кинопроизводстве, поведали на фестивальном "круглом столе", находится от 150 до 200 фильмов. Таких рекордов не знали даже в Советском Союзе, где государство денег на кино не жалело. А во-вторых, за последнее время ощутимо выросло качество картин, что экран "Кинотавра" и засвидетельствовал с беспристрастностью зеркала.
Порадовало само разнообразие стилистических, тематических, жанровых подходов, которые продемонстрировали фильмы основного конкурса. Представьте себе: вот идет на экране камерная, тонкая, человечная мелодрама Алексея Балабанова "Мне не больно", рассказывающая о любви, дружбе, горечи утрат. А рядом высится философский, пронизанный болью за судьбы человечества колосс Константина Лопушанского "Гадкие лебеди" по гениальной прозе братьев Стругацких. А назавтра мы смотрим острую, парадоксальную, язвительную "черную" комедию Кирилла Серебренникова "Изображая жертву", в ироническом ключе рассказывающую историю современного Гамлета. В затылок ей дышит неторопливая, как бы замороженная, но изнутри пронизанная болью и горечью лента "Свободное плавание" Бориса Хлебникова, посвященная убогой, тусклой жизни провинции, ее несчастным и немногословным обитателям. Встык ей идет фильм "Живой" Александра Велединского, в форме притчи, высокого иносказания исследующий вечные проблемы жизни и смерти, последствия для всех нас "чеченского синдрома". А вслед за этим мы погружаемся в мир почти античных страстей, которыми пропитана чувственная, красочная, талантливая лента Ивана Вырыпаева "Эйфория"...
Это абсолютно разные художественные миры, зачастую уникальные. И то, что они существуют в одно и то же время, в одном пространстве, на одном фестивальном экране, - верный знак того, что наше кино по-настоящему очнулось от спячки, действительно ожило.
- В течение года мы во множестве смотрели на экранах триллеры, детективы, блокбастеры, нацеленные на успех у массового зрителя, -делится со мной своими мыслями старожил фестиваля, замечательный кинорежиссер Александр Митта, которого зрители хорошо знают по фильмам "Гори, гори, моя звезда", "Арап Петра великого", телесериалу "Граница". - В центре всеобщего внимания были фильмы "Дневной дозор", "Бумер-2", "Охота на пиранью"... Казалось, что только ими богатство нашего экрана и исчерпывается. Мы даже начали радоваться, что становимся похожими на американцев, что мы уже почти как американцы, только слегка стесненные в средствах. А на "Кинотавре", где в конкурсе показывались только новые картины и где не было никаких блокбастеров, вдруг выяснилось, что у нас есть не подражательное американское, а наше родное, кровное и бесконечно своеобразное российское кино. Вдобавок очень перспективное, ведь главные картины на "Кинотавре" сделали совсем молодые ребята, сегодняшние или вчерашние дебютанты. Значит, это не разовый всплеск, а некая обнадеживающая тенденция. И мне только остается пожалеть, что фестивальных наград оказалось меньше, чем по-настоящему талантливых фильмов. Но, как говорится, не было бы большей печали...
К словам мастера остается добавить, что почти все фестивальные ленты в самое ближайшее время выходят в российский прокат, а победитель "Кинотавра" - фильм "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова - буквально в эти дни начал шествие по экранам. Продюсеры других картин убежденно заявляли в Сочи, что будут бороться за своего зрителя. Лучшие ленты, отмеченные и замеченные на "Кинотавре", кроме всего прочего, отправляются на международные фестивали. Так, фильм "Эйфория", поведал мне 32-летний режиссер Иван Вырыпаев, наряду с фильмом Никиты Михалкова "Двенадцать разгневанных мужчин" уже приглашен на фестиваль в Венецию, который стартует в конце августа. Как знать, не пройдет ли Венецианский биеннале на острове Лидо под знаком русской "Эйфории".
"КИНОТАВР" В ЦИФРАХ
На фестивале побывало более 2 тысяч человек, в том числе около 300 представителей прессы. Более 100 человек приехали в Сочи из-за рубежа - это представители западной прессы, международных фестивалей, дистрибьюторы, которые испытывают все больший интерес к российскому кино. Всего на "Кинотавре" в рамках 12 программ было показано более 120 фильмов. В рамках программы "Кино на площади" фильмы посмотрели десятки тысяч сочинцев и гостей города-курорта.
ОСНОВНЫЕ НАГРАДЫ ФЕСТИВАЛЯ "КИНОТАВР"
Главный приз - фильму "Изображая жертву" режиссера Кирилла Серебренникова.
Приз за режиссуру - Борису Хлебникову (фильм "Свободное плавание").
Приз за лучший сценарий - Игорю Порублеву и Александру Велединскому (фильм "Живой").
Приз за лучший дебют - Авдотье Смирновой (фильм "Связь").
Призы за лучшие женскую и мужскую роли - Александру Яценко и Ренате Литвиновой (фильм "Мне не больно").
Приз за лучшую музыку - композитору Андрею Сигле (фильм "Гадкие лебеди").
Приз гильдии киноведов и кинокритиков России - фильмам "Изображая жертву" и "Живой".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников