НЕ СДЕЛАНО В РОССИИ

Президент уже заканчивал отвечать на вопросы журналистов, когда вдруг в зале с места вскочил человек, на вид лет 30-35, и начал разбрасывать листовки "против тирании Путина". Я попросил представиться нарушителя спокойствия. Он показал удостоверение газеты "Немец Поволжья".

Отдадим должное: агитировать чиновники умеют. Примеры в программе приводятся самые заманчивые: "Одна лишь стоимость бренда может составлять более 70% рыночной капитализации компании (например, McDonald?s). Такие бренды, как Coca-Cola, Microsoft или IBM, в денежном выражении превосходят ВВП целых государств". Все это правда, но возникает вопрос: если речь зашла о капитализации, значит ли это, что мы (или авторы документа), создав хороший общероссийский бренд и подняв таким образом стоимость компании, в дальнейшем намерены продавать саму Россию? А если не ее, то что же?
Увы, среди экспортных товаров "лучшего в мире" у нас немного: нефтяная смесь марки Urals содержит слишком много серы, а потому продается дешевле, чем западная - марки Brent. Знаменитый российский газ в Европе подвергается дополнительной очистке и лишь потом запускается в конфорки бытовых кухонных плит. Учтем: эти два товара в 2006 году составляли две трети нашего экспорта. Россия занимает первое место в мире по экспорту никеля, второе по алюминию и титану, но это только сырье для зарубежной промышленности, которое на магазинную полку не поставишь. Безусловно, хорош российский лес, но он не производится, а лишь растет в России, к тому же продается как "кругляк" и возвращается к нам в виде мебели.
Авторы программы, однако, действуют по принципу: самое важное - не произвести что-нибудь новое, а продать уже сделанное. А потому можно начать с малого: экспорта под новым брендом "Сделано в России" экологически чистых продуктов питания - зерна, водки, рыбы. А в дальнейшем создавать некие отраслевые бренды - "русский шоколад", "русские макароны", "российские морепродукты" и т.д. Согласимся, что в качестве частного коммерческого проекта эта идея действительно может иметь неплохую перспективу. Но возникает вопрос: при чем здесь государство? И почему разработкой обычного агропромышленного бизнес-проекта вдруг занялось главное экономическое министерство страны?
Ответ легко отыскать в самой разработанной МЭРТом программе, один из пунктов которой содержит предложение о выделении на эти цели бюджетных средств. Можно предположить, что в дальнейшем авторы не исключают создание соответствующей госструктуры - госхолдинга или федерального агентства - с немалым административным ресурсом и соответствующим финансированием. Подобных бюрократических структур уже создано немало. И на каждой из них смело можно вешать ту самую табличку: "Сделано в России".