Глухарь — оливье

Итоги телевизионного сезона-2011/2012

Наши телевизионщики — аки птицы перелетные. Как только наступает лето, всевозможные программы на разных федеральных каналах объявляют о том, что следующего выпуска дорогим зрителям в ближайшее время лучше не ждать — лето, мол, на дворе, в отпуск пора. Вот и летит, летит по небу клин усталый...

Ведущие летят, продюсеры, редакторы, журналисты. На запад, на юг и на восток. Кто куда, в зависимости от рейтинга и статуса. Лет 15 назад, когда понятие «телевизионный сезон» стало активно внедряться в общественное сознание, наивная аудитория недоумевала: а зачем отпуск-то такой длинный — три месяца?! Вот в советские времена никаких сезонов не было. Работали там себе в «Останкино», как и весь остальной народ, круглый год. Месяц на отдых — не больше. И не факт, что летом.

Но новое поколение мастеров голубого экрана доходчиво объяснило: мы — люди творческие, и во время отпуска мы не отдыхаем, а креативим, чтобы осенью чем-нибудь вас порадовать. Про рейтинги, которые начали измерять примерно тогда же, 15 лет назад, и которые, как выяснилось, в период массовых отпусков «падают стремительным домкратом», никто не говорил. Из скромности, вероятно. Вопрос-то щекотливый, денежный. Но как бы то ни было, сезон-2011/2012 завершен. Можно подводить итоги.

Каналов теперь много, и премьер столько, что казавшееся важным еще вчера к сегодняшнему дню выветривается полностью. А ведь за девять сезонных месяцев произошло много любопытного. На месте невнятной «Столицы» появился новостной канал «Москва 24». Запускался он с большой помпой и с личного благословения московского мэра. Критики его дружно обругали. А теперь — ничего, вполне себе канал. Имеет 1,2% аудитории, а это, по самым скромным подсчетам, около 150 тысяч столичных жителей.

А на месте невнятной же «Семерки» явился могущественный канал Disney. И по доле ежедневной аудитории занял место на строчку выше «Москвы 24». А еще на две строчки выше разместился «Перец», также в минувшем сезоне заменивший собою ДТВ. Кто теперь помнит «Столицу», «Семерку»? Разве что их бывшие сотрудники.

Но самые обсуждаемые телевизионные события лепились вокруг политики. Это и не удивительно: телевизионный сезон ознаменовался выборами и фактом возникновения массовых протестных движений. Именно в связи с ними и ломались копья. Что и как каналы покажут в новостях, и покажут ли вообще?

Был, кажется, момент, когда на вопрос, что можно, а что нельзя, толком не смогли бы ответить даже гендиректоры. НТВ «уходил» журналистов, которые решили, что можно все, и показывал скандальные фильмы, разоблачающие оппозицию. В то же время в вечерних шоу давал этой самой оппозиции голос. «Дождь», не стесняясь, поливал власть. «Первый» и «Россия» не замалчивали происходящее, но правильную линию гнули как-то непоследовательно и нервно.

Но вот и эти перипетии уже стали забываться. Нынче героиня телевизионного процесса — Ксения Собчак, которую потихоньку как бы выжимают из эфира за ее свободомыслие. И надо отдать ей должное: умеет девушка сделать так, чтобы каждый ее шаг, каждое слово обсуждались тысячами людей.

Что-то вялотекущее все еще происходит вокруг общественного телевидения. Вот только общество-то самое, ради которого — к затее явно охладело. Впрочем, как тренд ОТ существует. На днях очередная группа энтузиастов заявила, что готова запустить в эфир общественное телевидение столицы.

Было что-то значимое в эфире и помимо политики. Помните, скажем, какой прямо-таки сумасшедшей рекламной кампанией сопровождалась премьера фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»? Целый месяц ни один вечерний эфир без Владимира Семеновича не обходился. Его было на экране куда больше, чем президента с премьером вместе взятых.

Но ведь это никак не телевизионное событие. Курьез, скорее. Пример того, как удобно быть продюсером фильма и руководителем крупнейшего канала одновременно. А так, чтобы какая-нибудь премьера яркая: Чтобы до следующего сезона помнилась: Ну, пусть не уровня «Места встречи», но хотя бы уровня «Ликвидации». Нет, не припоминаю.

Впрочем, обратимся к цифрам (таблица «В едином порыве»).

Ну, про лидерство «Новогоднего обращения президента РФ» говорить особо нечего. Так бывает каждый сезон. Этот телевизионный формат для нашего народа такой же непременный атрибут праздника, как елка и оливье. Сила традиции и привычки. Хотя раньше «Обращение» опережало следующую за ней в топе программу пунктов на 8–10. Теперь — сами видите. Мент Глухарев буквально дышит президенту в затылок.

Обратим особое внимание на то, что некоторые программы, вошедшие в двадцатку, представляют, так сказать, общенациональный интерес. Это и выборы, и парад в День Победы, и «Евровидение», и футбол, и хоккей. То есть свою консолидирующую функцию ТВ по-прежнему выполняет и в определенные дни заставляет россиян в едином порыве прильнуть к телеэкранам.

Но вот что странно. Считается, что большая часть телевизионной аудитории — женщины. А в топе-то спорт, то боевики, то политика. Может, женщины у нас теперь другие (таблица «Полицейский беспредел»)?

Кажется, уже пора перестать удивляться всепоглощающей популярности энтэвэшных боевиков про блюстителей порядка. И все же непонятно, чем они берут. Во всех же примерно одно и то же. Только актеры разные. Да и то не всегда. Но смотрит же народ! Кстати, во второй десятке — еще четыре «мочилова» от НТВ. Хорошо, что все-таки оценили «Жукова». Другим громким проектам повезло меньше. «Дело гастронома № 1» оказалось на 12-м месте, «Белая гвардия», до отказа забитая звездными актерами, — на 18-м. Вообще экранизации как-то увяли. Помните, как гремел «Идиот»? На 19-м месте «Фурцева» — сериал, которому вполне подошло бы название «Жила-была одна баба» (таблица «Наш ответ Голливуду»).

Ура, наше кино превалирует! Это такая маленькая месть за кинопрокат с его всепобеждающим Голливудом. Решительно можно отвергнуть и сложившееся в последнее время мнение, что советской киноклассикой зрителя перекормили. Какой же праздник без комедий Гайдая и Рязанова? Хотя, конечно, можно возразить: в кино, мол, ходит молодежь, а телевизор она не смотрит. То есть кто-то выбирает оскароносного Спилберга, а кто-то — оскароносного Меньшова. Каждому свое. Ну и ладно. Повзрослеют — тоже начнут классику любить. Зато приятно удивило пятое место «Елены», которую ни при каких условиях не назовешь фильмом для пенсионеров.

Использованы данные TNS Россия. Цифра рейтинга означает, что именно такой процент москвичей смотрели данную программу.