НА ВАЗ "НАЕХАЛИ"

Налоговая полиция России объявила о возбуждении уголовного дела по факту крупных хищений на Волжском автозаводе. На специальной пресс-конференции, состоявшейся на заводе в минувший четверг, руководство "АвтоВАЗа" заявило: и это очередное "наступление" на завод провалится. Но принесет ВАЗу немалые реальные убытки.

По версии Министерства по налогам и сборам, еще в 1996 году с ВАЗа было украдено (или ушли "налево")... 280 тысяч автомобилей. То есть более трети годовой программы производства. Что невозможно ни теоретически, ни практически хотя бы уже потому, что проектная мощность завода - 660 тысяч машин: по 220 тысяч на каждую из трех ниток главного конвейера. Именно отсюда, согласно технологии, каждые 66 секунд сходит сразу три машины, по одной с каждой "нитки". И представить себе, что "в промежутках" здесь собрали дополнительно почти триста тысяч машин, можно лишь при очень богатом воображении.
Главный бухгалтер-директор по учету, налогам и аудиту Николай Хатунцов рассказал корреспонденту "Труда", что проверка налоговиков, "выявивших" столь огромную недостачу, велась в течение девяти месяцев. От специалистов завода регулярно требовались различные справки и цифры, а "сводили" их вместе сами столичные гости. В итоге они умудрились ошибиться на целых 211 тысяч автомобильных кузовов, якобы произведенных на ВАЗе и неизвестно куда исчезнувших. Получив итоговый акт проверки, заводские специалисты быстро обнаружили эту элементарную ошибку. И проверяющие сначала согласились. Однако потом из Москвы пришел другой документ, где ВАЗу уже ставили в вину "левое производство" 280 тысяч - и не кузовов, а полностью собранных автомобилей. Сумма "ущерба, нанесенного государству" таким образом выросла до 11 миллиардов рублей.
Завод, уверенный в своей правоте, подал в арбитражный суд. Рассмотрение дела "ВАЗ против Минналогов" было назначено на 10 августа. Ситуация - увы! - обычная для российской хозяйственной практики. Руководство "АвтоВАЗа" даже запретило пресс-службе выносить эти свои споры на суд общественности, не желая "подставлять" налоговиков.
И тем неожиданнее оказалось для тольяттинцев заявление о возбуждении уголовного дела против руководства завода. Причем сами "подследственные" пока еще не знают, кто именно из них и за что должен сесть на скамью подсудимых.
Попытка московских налоговиков перевести дело из арбитражного в уголовное подрывает, понятно, имидж и деловую репутацию крупнейшего российского товаропроизводителя. Не исключено, что в очередной раз будет отложено подписание документов о создании совместного предприятия "АвтоВАЗа" с "Опелем". Одно это нанесет Волжскому заводу реальный материальный ущерб на десятки миллионов долларов. Не говоря уже о других потерях...
В настоящий момент "Труд" готовит серию публикаций о ситуации на "Автовазе".