ЯДОВИТАЯ КАЗАНКА

О том, что республика превращается в опасную свалку пестицидов и прочих ядохимикатов, в полный голос заговорили только в последний год. До этого на ржавеющие в полях цистерны, штабеля мешков и пирамиды железных бочек на складах сельхозпредприятий особого внимания никто не обращал.

Но, когда из прохудившихся емкостей, бумажных и полиэтиленовых упаковок потекли и посыпались все эти гербициды, инсектициды, бактерициды и зооциды, поднялась паника: отрава рассеивалась в воздухе, вымывалась паводковыми и сточными водами, попадая в реки, озера, пруды, заражала почву...
Предназначавшиеся для борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур, они из-за передержек в хранении стали бомбой замедленного действия, реальной угрозой для здоровья людей и животных, источником загрязнения окружающей среды.
Недавно сотрудники экологической милиции обнаружили на поле коллективного предприятия "8 Марта" Арского района страшное захоронение: прямо на пастбище были зарыты пять тонн пестицидов с просроченным сроком годности. Могильник ядохимикатов не только отравлял принадлежащие хозяйству угодья, но отсюда сточные воды попадали в реку Казанку, омывающую столицу Татарстана. И подобные "залповые" отравления живой природы вредоносной заразой можно обнаружить сплошь и рядом.
Сегодня количество ядовитых неликвидов достигло громадной цифры - почти миллиона тонн! Причем 700 из них особенно опасны, поскольку не поддаются никакому анализу - никто не знает, какую угрозу источают эти неустановленные смеси. Ясно пока одно: относятся они к первой и второй группам опасности и запрещены к применению.
Ответ на вопрос, как могла появиться в республике эта "химическая бомба", в общем-то известен. В свое время местные властные органы без всякого прогноза и учета выбросили на ветер бюджетные деньги на приобретение дорогостоящих, но, очевидно, не нужных в таких количествах препаратов. А руководители хозяйств по нерасторопности или малограмотности не применили их вовремя, затоварили склады, бросили нераспечатанными в полях. И вот полезные в умелых руках препараты превратились в опасную заразу. Спросить за это, как водится, не с кого и утилизацию устаревших ядохимикатов приходится оплачивать из государственного кармана.
Расходы предстоят немалые, минимум 60 миллионов рублей. В то время как экологический фонд республики смог выделить только пять. По заявлению министра экологии и природных ресурсов Татарстана Бориса Петрова, в одиночку с этой проблемой республике не справиться, нужна федеральная программа. Часть отравы "Татагрохимсервис" смог вывезти со своих складов на спецполигон "Красный бор" близ Санкт-Петербурга, но эта операция оказалась слишком затратной. К тому же небезопасно гнать эшелоны с разложившимися ядами через всю Россию. А что касается количества, то таким способом удалось избавиться лишь от 140 тонн смертоносных химикатов. Что делать с оставшимися "запасами" - никто толком не знает...