ЦАРЯ ТРОНУЛИ, ТРОН ОСТАВИЛИ
17 июля 1610 года Василий Шуйский, четырьмя годами ранее

ЦАРЯ ТРОНУЛИ, ТРОН ОСТАВИЛИ
17 июля 1610 года Василий Шуйский, четырьмя годами ранее нареченный на московское царство, лишился трона. Заговорщики собрали на Красной площади внушительную толпу и призвали ее к свержению царя, принесшего стране неисчислимые беды. Долго уговаривать бунтовщиков не пришлось. Убедить Шуйского добром покинуть трон не получилось. Пришлось прибегнуть к силе. Бившегося в крепких руках самодержца принудительно превратили в "инока Варлаама", совершив с помощью заранее прихваченного чернеца обряд пострижения.
Четыре года правления царя Шуйского совпали с расцветом Смуты - первой гражданской войны в России. Однако кульминация была впереди, в период междуцарствия, когда бразды правления взяла в свои руки знаменитая семибоярщина, которая согласилась предательски отдать русский трон польскому королевичу Владиславу. Конец безобразию смогло положить только народное ополчение во главе с мещанином Мининым и князем Пожарским. Вскоре трон на 300 с лишним лет заняла династия Романовых.
Как видно из всей этой истории, без народа в таких делах никогда не обходится. Сперва он, подталкиваемый затейщиками, заваривает кашу, потом сам же ее и расхлебывает. Каша бывает чаще всего крутая или очень крутая.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ АДАМА
17 июля 1790 г. умер Адам Смит, британский экономист и философ. Его капитальный труд "Исследование о природе и причинах богатства" считается самым значительным сочинением по политической экономии XVIII века. Некоторые положения, изложенные в нем, сохраняют свое значение и в наше бурное время, в котором уживаются многочисленные экономические теории, порой исключающие друг друга.
Конечно, среди неспециалистов в России сей экономист стал широко известен, пожалуй, благодаря Пушкину, который в одной "онегинской строфе" сумел, как всегда гениально и лапидарно, передать суть смитовского учения:
...Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет.
Тонкая ирония насчет "глубокого эконома" поныне остается в силе. В том числе и в связи с нашими накоплениями золотовалютных запасов. Если, разумеется, за простой продукт принять нефть и газ.
Исторические параллели и перпендикуляры провел