ЛОНДОН ВЗРЫВАЛИ БРИТАНСКИЕ ГРАЖДАНЕ

Оказалось, что все четыре взрыва были осуществлены смертниками, которые являются британскими гражданами. Все четверо - выходцы из пакистанских семей, давно живущих в Великобритании. Трое смертников были друзьями и соседями из города Лидс. Четвертый жил в Лутоне на севере Лондона.

Полиция заявила, что ей удалось найти документы всех четверых предполагаемых террористов в местах, где произошли взрывы. Это дает основание полагать, что они погибли.
Предполагается, что троица из Лидса приехала на машине (или на электричке) в Лутон, где к ней присоединился четвертый камикадзе. Затем уже все вместе они отправились в Лондон. За 30 минут до взрывов камеры видеонаблюдения зафиксировали сцену прощания смертников на лондонском вокзале Кингс-кросс. Молодые люди с рюкзаками за спинами (в них-то, как теперь выясняется, и была взрывчатка) стояли в центре платформы и производили впечатление веселых туристов, отправляющихся в поход.
Полиция провела обыски в шести домах в Лидсе. Была найдена взрывчатка и арестован родственник одного из взрывников, который был отправлен в Лондон для допросов. Взрывчатка была найдена и в машине на парковке железнодорожного вокзала в Лутоне. Там же была обнаружена и вторая машина, имеющая, как полагает полиция, отношение к организаторам взрывов.
Спецслужбы сообщают, что ни один из смертников не фигурировал в их досье как потенциальный террорист. Все четверо молодых людей были "чисты перед британским законом". Лишь один из террористов был связан с человеком, деятельность которого когда-то проверяли полицейские.
Сообщения полиции явно шокировали британцев. Мало кто ожидал, что террористы окажутся местными гражданами. "До сих пор таких смертников мы видели только в телесюжетах из Палестины и Израиля, Ирака и Чечни. Теперь службам безопасности следует понять, как эта практика была воссоздана в Британии и как не допустить повторения таких акций", - пишет газета "Индепендент".
И все-таки "иностранный след" в деле присутствует. У спецслужб есть данные, что двое из камикадзе недавно вернулись из Пакистана. Британская разведка и дипломаты в настоящее время ведут активные консультации с пакистанскими коллегами, стараясь установить связи лондонских смертников.
Комментирует вице-президент Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Станислав ЛЕКАРЕВ:
- Лондонские взрывы чем-то напоминают взрывы двух самолетов, вылетевших из Домодедовского аэропорта. Схожих моментов очень много. Во-первых, происходят они почти одновременно, что является демонстрацией эффективного управления извне. И в Лондоне, и в Москве выбиралась специальная дата, когда лучше всего привлечь внимание СМИ. В лондонском метро взрыв произвели в самом выгодном для террористов месте - когда поезд втянулся в узкий туннель. Все эти подробности говорят только об одном: преступления грамотно планируются и исполняются. На уровне служб внешней разведки. Но если есть единый центр управления, то значит, есть и резидентуры на местах, обеспечивается конспиративная связь и т.д. Чтобы противостоять этому монстру, нужны специально обученные профессионалы, настоящие контрразведчики, знакомые со спецификой. На подготовку хотя бы одного такого оперативника требуется как минимум 10-15 лет.
Во времена СССР терроризм для нас не являлся серьезной угрозой, потому и не было нужды создавать специальные подразделения для борьбы с ним. Советского Союза давно нет, но нет до сих пор и соответствующего сильного подразделения. Борьбу с терроризмом отдали на откуп в основном милиции. Работать прежде всего нужно на упреждающих этапах. И пока мы еще не готовы бороться с этой угрозой. При том, что антитеррористический центр вроде бы есть. Но каждому его сотруднику сначала нужно поработать "на земле", создать свою агентурную сеть, выработать свои методы. Для всего этого нужно время.
К сожалению, несмотря на все разговоры, до сих пор еще отсутствует подлинное взаимодействие наших спецслужб и международных.