08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОШИБКИ ДОРОГОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ДОРОГИ ОСОБЕННО

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 14 Июля 2005г.
Обман добродушных граждан изначально был заложен в программу реформ по монетизации льгот. Это вытекает из комплексного исследования, завершенного недавно в Независимом институте социальной политики (НИСП). Впрочем, непомерную жесткость (плюс невразумительность) новаций многие жители почувствовали уже в январе. После акций протеста, прокатившихся по стране, правительство, не ожидавшее такой бурной реакции, принялось лихорадочно исправлять просчеты, выделяя серьезные дополнительные ассигнования и корректируя наиболее болезненные нововведения. Что же удалось в итоге? И какие уроки необходимо извлечь исполнительной и законодательной власти при подготовке и осуществлении предстоящих реформ? Об этом мы беседуем с директором научных программ НИСП, автором многих книг, посвященных различным аспектам социальной политики, Лилией ОВЧАРОВОЙ.

- Лилия Николаевна, перед заменой льгот денежными компенсациями высокопоставленные правительственные чиновники неоднократно уверяли граждан, что все будет замечательно. Премьер Михаил Фрадков на заседании правительства в конце июля прошлого года заявил, что монетизация льгот только улучшит жизнь миллионов российских граждан. Что получилось в реальности, известно. Выходит, правительство не ведало, что творило, или чиновники пытались ввести в заблуждение и премьера, и президента, и массу россиян?
- Про правительство в целом ничего не могу сказать, но те, кто разрабатывал механизм реализации реформы, конечно же, не могли не видеть серьезного финансового подвоха по отношению ко многим россиянам. Это было очевидно и всем непредвзятым аналитикам. Приведу лишь один аргумент. В нашей стране вдвое больше домохозяйств, в которых есть региональные льготники, чем семей, имеющих получателей федеральных льгот. Казалось бы, и денег на компенсации первой категории населения необходимо было выделить вдвое больше. А получилось наоборот: "регионалам" ассигновали 90 миллиардов рублей, "федералам" - 200. Таким образом, образовался большой разрыв в финансировании. А прежде и те, и другие льготники получали в среднем примерно одинаковые денежные ресурсы в расчете на человека. Дискриминация, как видим, была заложена еще на этапе утверждения бюджетов - федерального и региональных...
- Один из информированных специалистов рассказал мне, что чиновники Минфина вначале хотели убить двух зайцев: и назревшие реформы провести, и бюджетные деньги сэкономить...
- Может быть, и так. Но бесспорно одно: нельзя было в такой спешке принимать важнейшие документы.
То, что социальные реформы давно назрели и проведение их необходимо, не вызывает сомнений. Громоздкая, непрозрачная система льгот и субсидий работала все более неэффективно. В России насчитывалось более 1000 различных видов социальной поддержки, оказываемой за счет бюджетных средств. Только на федеральном уровне было 156 выплат, льгот, пособий, дотаций, которые предназначались 236 категориям населения. При этом львиная доля помощи не поступала нуждающимся.
Публикуемая таблица показывает, что небедным гражданам доставалось вдвое больше льгот, чем малообеспеченным. В целом до нуждающихся групп населения доходила лишь треть установленных законодательством ресурсов, а две трети использовались не по назначению. Это несправедливо и накладно для государства. Кроме того, в непрозрачной среде немало денег уходит "налево". И сколько ни выделяй бюджетных средств, все будет мало. Вот почему проведение реформ стало задачей номер один в социальной сфере. Но готовить и реализовывать их надо тщательно и с умом. У нас же все сделали быстро и топорно. Не привлекали научную общественность, экспертов, не проводили апробацию на территориях-полигонах и вообще допустили множество серьезных тактических ошибок.
- Например?
- Нельзя было начинать монетизацию льгот с 1 янввря, потому что в начале каждого года жизнь дорожает: повышаются тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), а также на транспорт. Растут цены на лекарства, на многие другие товары. Одновременно с началом монетизации оплата ЖКУ увеличилась на 26 - 28 процентов, проезд на транспорте вздорожал на 10 процентов. В этих условиях компенсационные выплаты стали стремительно обесцениваться. И в результате льготники увидели: вместо обещанного повышения уровня жизни произошло его заметное ухудшение.
Иными словами, на первом этапе у реформаторов был полный провал: недопустимые просчеты проявились и в тактике, и в организации. Наши исследования показали, что численность пострадавших от этих реформ достигла в начале года 39 процентов населения страны. Треть России испытала на себе негативные последствия монетизации. Нетрудно представить, какой вред авторитету власти нанесен этими неумелыми действиями высокопоставленных чиновников.
- Какова ситуация сегодня? Удалось ли дополнительными многомиллиардными финансовыми инъекциями успокоить общество? Проще говоря, сколько россиян выиграли от замены льгот денежными компенсациями и сколько проиграли?
- До принятия 122-го закона (о монетизации) право на льготы имели 27 процентов населения. Но эти оценки не совсем корректны, потому что помощь достается не только непосредственно льготнику, а перераспределяется внутри домохозяйства. И эффект в той или иной мере ощущают все члены семьи. Поэтому более правильно анализ и расчеты проводить на базе именно домохозяйств. Национальное обследование благосостояния и участия населения в социальных программах (проект НОБУС), проведенное Госкомстатом при финансовой поддержке Всемирного банка, показало, что в половине российских домохозяйств есть граждане, имеющие право на льготы. Теперь посмотрим, как отразилась реформа на их материальном положении.
Если при анализе учитывать каждый рубль, то окажется, что половина льготников в конечном итоге выиграла и половина - проиграла. Но такой формальный подход не отражает реальной ситуации. В самом деле, ну что такое для домохозяйства прибавка или, наоборот, уменьшение семейного бюджета на 3 - 4, пусть даже на 10 - 15 рублей в месяц? В общем-то это никакого значения не имеет. Поэтому специалисты используют другой критерий: учитывается прибавка или снижение доходов, начиная со 100 рублей и более. И в этом случае 7 миллионов граждан (льготников и членов семей) от монетизации выиграли, 3,5 миллиона россиян проиграли. У остальных существенных изменений не произошло.
Если вспомним, что в январе проигравших было 35 миллионов, то налицо существенные позитивные сдвиги. Однако в массовом сознании все же укрепился нерадостный для правительства стереотип: "От исполнительной власти только и жди подвоха". 79 процентов граждан, судя по июньскому опросу, проведенному социологами Левада-центра, считают, что у граждан должен быть выбор: либо льготы, либо денежные компенсации. Значит, жители России не так уж довольны новациями.
- Предстоит очередная реформа - жилищно-коммунального хозяйства. Как, по-вашему: извлекло ли правительство уроки из печального опыта первого этапа монетизации льгот?
- Первые сигналы настораживают. Опять начинают не с того конца - с экспериментов над людьми, а не с тщательной подготовки. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет сегодня огромную "черную дыру". Вот почему в первую очередь надо всерьез заняться наведением порядка в отрасли. Наиболее остры здесь два принципиальных момента. Во-первых, необоснованно завышенные тарифы. Этим особенно увлекаются власти в небольших городах, покрывая новыми поборами с населения свою некомпетентность, непрофессионализм.
Во-вторых, следует разобраться с практикой назначения жилищных субсидий. Известно, что квартирные платежи в малообеспеченных семьях не должны превышать 22 процента совокупного семейного дохода. Все остальное - за счет муниципального бюджета. Но в некоторых регионах власти стремятся искусственно ограничить число получателей жилищных субсидий, а в других - раздают их направо и налево. В Калмыкии, как показали наши исследования, лишь шесть процентов семей получали жилищные субсидии, хотя нуждались в них 26-28 процентов домохозяйств. В Туве, наоборот, денег не жалеют. Этой помощью за счет бюджета пользовалась половина всех домохозяйств, хотя по существующим правилам претендовать на нее могли не более 30 процентов. Словом, и тут полная невнятица.
Еще один сложный момент: создание товариществ собственников жилья. Во многих населенных пунктах власти всячески препятствуют этому. Или же предлагают жильцам взять на себя все расходы, непомерно задирая при этом цены на тепло, воду и т.д. Бюджетные дотации, естественно, товариществам не передают.
Вывод ненов: реформам, особенно в социальной сфере, должна предшествовать очень серьезная подготовительная работа. Иначе отмена льгот здесь, сопровождаемая ростом тарифов, может спровоцировать острейшие социальные конфликты.
- Так ли уж опасна отмена льгот? Ведь малообеспеченные семьи получат взамен жилищные субсидии?
- В том-то и дело, что 70 процентов льготников, лишившись скидок на оплату ЖКУ, не перейдут в категорию малообеспеченных . Речь, подчеркну, идет о 40 миллионах россиян. Уровень жизни у них резко снизится, но формально они не будут признаны бедными и субсидий не получат. Между тем это активная часть населения. Они либо вообще не станут платить за жилье и услуги, либо будут проводить массовые акции протеста. А может быть и то, и другое. Такое опасное развитие событий не в интересах властей. Да и всего общества тоже.
Беседу вел


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников