РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ: ДОКТОР ЖИВАГО!

Наши ведущие телеканалы в новом сезоне явно делают ставку на масштабные экранизации отечественной классики. Готовятся к выходу в эфир сериалы "Мастер и Маргарита" и "Мертвые души", о которых мы уже рассказали. Еще одним ударным проектом обещает стать многосерийная лента "Доктор Живаго" по одноименному роману Бориса Пастернака с Олегом Меньшиковым и Чулпан Хаматовой в главных ролях.

Двенадцатисерийный фильм Александра Прошкина - не первое обращение кинематографистов к роману. В 1965 году американский режиссер Дэвид Линч выпустил в свет первую экранизацию "Живаго", сорвавшую пять премий "Оскар". Главную роль в знаменитой картине сыграл Омар Шариф. В 2001-м Джакомо Кампиотти снял телеверсию "по мотивам", которую многие сочли одиозной. И вот наконец роман впервые экранизирован на родине Пастернака. Сценарий к фильму написал Юрий Арабов, постоянный соавтор Александра Сокурова, что, видимо, должно свидетельствовать о серьезном подходе к "исходному материалу".
Рассказывает Александр ПРОШКИН:
- Я давно хотел снять этот фильм, поскольку роман "Доктор Живаго" дает нам замечательную многомерную картину времени, которое в нем описывается. Это одно из самых значительных русских литературных произведений. Я считаю, что к ХХ веку в нашей литературе есть три ключа: Шолохов, Пастернак и Солженицын.
- Какие качества главного героя были для вас определяющими?
- Живаго относится к той категории людей, которые честно и до конца проживают свою естественную жизнь тогда и там, где и когда им уготовила судьба. Живаго - настоящий интеллигент. А интеллигентный человек прежде всего живет любовью в широком смысле - от любви к женщине до любви к родным местам.
История Живаго - это история человека, который хочет сохранить себя и при этом никого не предать. Он принимает все испытания, предложенные временем и обстоятельствами. Он не может сделать больно ни Тоне, ни Ларе, поэтому, как это принято у наших мужиков, ждет, что все как-то само разрешится.
- У сериалов свои законы. Насколько ваш фильм сюжетно будет отличаться от романа?
- Он будет приближен к литературному первоисточнику настолько, насколько это позволяет сама возможность экранизации такого произведения. Мы ничего не будем менять в структуре романа. Но поскольку "Доктор Живаго" - это специфическая проза, написанная поэтом, то любая попытка прямолинейной иллюстрации текста приводит к его дискредитации. В фильме прозвучат стихи Бориса Пастернака из цикла "Доктор Живаго", они будут вплетены в сюжетную ткань картины.
- Видели ли вы другие экранизации романа? Не повлияли ли они на вас?
- Наша картина не имеет ничего общего с известным фильмом Дэвида Линча. Для своего времени это была замечательная картина, но она очень далека от России, от нашей жизни. А нам было очень важно совпасть по настроению и с Пастернаком, и с эпохой, описанной в романе.
* * *
В качестве исполнителя главной роли Александр Прошкин изначально видел только Олега Меньшикова. Но, говорят, актер на участие в картине согласился не сразу. По той причине, что, очень любя поэзию Пастернака, он довольно прохладно относился к его роману.
Бюджет картины составил 4 миллиона долларов - сумма для России весьма внушительная, во столько у нас обходятся масштабные полнометражные фильмы типа "Ночного дозора". Но это и неудивительно, ведь одних костюмов для картины было сшито порядка пятисот. В силу того, что действие картины разворачивается на протяжении почти 30 лет, только для главных героев Лары (Чулпан Хаматова) и Живаго (Олег Меньшиков) было сшито по 20 костюмов...
География съемок была довольно обширной. По словам Прошкина, старую Москву в самой Москве снимать давно уже практически невозможно. А потому на "Мосфильме" были выстроены не только интерьерные, но и натурные декорации. Кроме того, съемки проходили в Костроме и Ярославле. А для эпизода заседания ВЧК нашли полуразрушенную купеческую усадьбу под Тутаевым. Для свадьбы Лары и Антипова (Сергей Горобченко) использовали уже готовую декорацию из фильма "Всадник по имени Смерть", а сцену венчания снимали в храме Ильи Пророка в Ярославле.
Атмосферу передают точно подобранные атрибуты времени. Например, трамвай, в котором в конце фильма умирает Юрий Живаго, мастера-реквизиторы нашли в музее "Мосгортранса". Поскольку в 30-е годы в СССР все делали на века, этот патриарх городского транспорта, невзирая на долгие годы простоя, оказался вполне исправен, сам добрался к месту съемок в Сокольники и прекрасно отработал два дня, после чего "с чувством выполненного долга" отправился обратно в музей.
Съемки осуществляет компания "Централ партнершип" для телеканала НТВ.