ВОЯЖ НА ТОТ СВЕТ И ОБРАТНО

Заокеанские ученые недавно поразили мир очередной сенсацией: им удалось оживить трех собак, переживших трехчасовой опыт клинической смерти. При этом сердце и мозг животных никак не пострадали, а слегка потерявшие эластичность сосуды были восстановлены несложными хирургическими манипуляциями. Сейчас песики резвятся в вольерах и поглощают в огромных количествах собачий корм, словно стараясь наверстать упущенное.

- Еще недавно считалось, что остановка сердца более чем на семь минут вызывает распад тканей головного мозга. В этом случае, даже если реанимация будет успешной, возвращенный к жизни сможет вести лишь жалкое растительное существование, - пояснил руководитель этих исследований, профессор биологии из Центра реанимации имени Сафара в Питсбурге Джон Левингстон. - То, что удалось сделать мне и моим коллегам, - настоящий прорыв в области медицины. Мы уже приступили к разработке плана по аналогичным испытаниям на людях, которые надеюсь начать уже в ближайшие годы.
По словам биолога, работники Центра разработали методику, когда в считанные секунды из кровеносных сосудов трупа выводится кровь и вместо нее вводится ледяной соляной раствор, не превышающий трех градусов выше нуля. При этом само животное покоится в морозильной камере, внутри которой поддерживается температура около нуля.
- Официально животное является клинически мертвым: перестает дышать, у него останавливается сердце, нет мозговой активности, - продолжает Левингстон. - Лишь три часа спустя таким животным вновь вводится кровь, и их возвращают к жизни при помощи электрошока.
С людьми ситуация будет аналогичной. Для начала покойников с выкачанной кровью будут погружать на несколько часов в холодильник, а затем возвращать к жизни. "Разумеется, в каждом случае должно быть получено согласие родственников, - добавил ученый. - Хотя, уверен, шанс вернуть близкого человека на этот свет использует каждый".
По его словам, речь пока идет лишь о людях, не имевших при жизни серьезных хронических заболеваний, таких, например, как рак или диабет, и погибших внезапной смертью в результате, например, несчастного случая.
- Наших собак для красного словца называют "зомби", хотя фактически это не так, - настаивает руководитель лаборатории центра Анна Девис. - Действительно, это ожившие мертвецы, но никаких изменений в их психике и физиологии не происходит. Собаки чувствуют и ведут себя совершенно нормально, лают, играют и иногда дерутся.
Сейчас, по словам Анны, в лаборатории центра наблюдается трехлетняя Джозефина с врожденным пороком сердца. Ученые собираются довести беднягу до состояния клинической смерти, причиной которой должна стать острая сердечная недостаточность, выдержать ее в морозильнике около двух часов, а затем оживить и сделать операцию на сердце. Через два-три дня Джозефина, по прогнозам врачей, будет не только жива, но и совершенно здорова.
- На очереди собаки с мозговыми инсультами, тромбоэмболией и другими операбельными недугами, - радуется профессор Левингстон. - Мы собираемся дать им новую, здоровую и качественную жизнь. Если наши планы осуществятся, человечество ожидает совершенно фантастическое будущее: смерть станет лишь временным диагнозом, а не окончательным приговором.
- Американцы в своих экспериментах использовали давно известный метод гипотермии, - рассказывает ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, доктор медицинских наук, профессор Борис Павлов. - Еще 30 лет назад мы внедряли эту технологию для подготовки к длительным космическим полетам и в глубоководной медицине. Так, мыши, находящиеся в состоянии гипотермии при температуре тела +5°С, переносят дозу радиации, которая в несколько раз превышает смертельную при нормальной температуре тела. Фактически этих зверюшек мы умерщвляли, а потом реанимировали. С людьми, разумеется, мы этого не делали. Но добровольцев погружали в глубокий анабиоз на длительное время. Должен сказать, что после пробуждения им требовался целый ряд сложных восстановительных процедур.
Гипотермия связана с определенным риском для организма человека, а ее создание и поддержание - крайне сложная техническая задача. Это лишь в фантастических фильмах члены экипажа, отправляющиеся к далеким звездам, годами находятся в анабиозе в индивидуальных холодильных камерах, а при необходимости автоматически пробуждаются - и хоть бы что. На самом деле прийти в себя после такой спячки непросто. Подобные опыты на людях крайне опасны, поскольку могут привести к непредвиденным осложнениям. Вряд ли американские власти легко согласятся на проведение таких исследований.
Вообще идея реанимации мертвецов не нова. Небезызвестный литературный персонаж доктор Франкенштейн, не пожелавший смириться со смертью любимой женщины, использовал технику замены крови неким физиологическим раствором, а затем, дождавшись грозы, долбанул по бездыханному телу своей возлюбленной мощным электрическим разрядом. Живой бы помер, а она изумленно открыла глаза. Однако вторая жизнь супруги Франкенштейна, совершенно потерявшей былую привлекательность, оказалась куда страшнее первой. И опыты этого доктора обернулись поистине чудовищными последствиями. Посему повесть о нем - скорее нравоучение, чем фантастика: не следует даже в науке идти против замысла Божьего, пытаясь возродить то, что уже отжило свой срок.
Вслед за Франкенштейном молодые доктора из знаменитого американского триллера "Коматозники", не желавшие мириться с таинством смерти, погружали друг друга в состояние контролируемого прекращения жизни. С каждым новым опытом реанимация становилась все трудней, а вернувшиеся к жизни начинали испытывать странные и очень реалистичные видения - то, что врачи называют состоянием измененного сознания. Вывод однозначен: не стоит играть с той, что стоит за левым плечом.
- "Реанимационные" мероприятия, подразумевающие использование "живой" воды, поцелуев, "горючих" слез и молодильных яблок, увековечены в сказочном творчестве всех народов мира, - рассуждает доктор биологических наук, главный научный сотрудник НИИ анестезиологии и реанимации РАМН Леонид Барышкин. - Применялись эти "методы" и на практике. Так, в Австралии похищенную жертву повергали в клиническую смерть, прокалывая сердце острой костяной палочкой. После этого несчастного реанимировали на трехдневный период. В тибетских монастырях и поныне существует обряд, именуемый "рланга", цель которого - помочь человеку в посмертном состоянии. Усопшего якобы оживляют на короткий срок, во время которого происходит окончательная подготовка души к погребению.
С развитием медицины появился ряд научных методик реанимации. Один из самых старых - "способ Лаборда": стимуляция дыхательного центра пострадавшего регулярными потягиваниями за язык. При выполнении "метода Шюллера" энергично сдавливается нижняя часть грудной клетки пациента. С конца 50-х годов прошлого столетия практикуется и поныне сердечно-легочная реанимация, именуемая "азбукой Сафара" (в честь этого ученого и назван центр реанимации в Питсбурге). А еще через десять лет доктор Коуэнховен с соавторами разработали непрямой массаж сердца с целью заместительного, искусственного кровообращения.
Конечно, искусство реанимации в будущем неизбежно ждут существенные изменения. Наука не стоит на месте. Может статься, уже через сотню-другую лет любые лечебные процедуры будут основываться на каком-нибудь феномене "Мирового лептонного газа". Возможно, компьютерные технологии позволят возрождать мертвые ткани на клеточном уровне, даже не используя привычных химических реактивов. Пока же реальность такова: не знающий "азбуки Сафара" не может считать себя грамотным врачом. И любые выводы о том, что смерть будет побеждена не сегодня-завтра, считаю преждевременными.