ПОПРОСИТЕ ЛИЦЕНЗИЮ
Прежде всего поинтересуйтесь лицензией на оказание туристических услуг, которая должна быть у фирмы, "стажем" ее деятельности. Далее, если вы определились с маршрутом или местом отдыха, получите исчерпывающую информацию о нем: краткое описание места отдыха, программу обслуживания, перечень услуг, которые входят в стоимость путевки и которые предоставляются за дополнительную плату, какие элементы риска могут возникнуть в месте отдыха и т.д...
ЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОР
Затем следует особое внимание уделить заключению договора. В нем ваш отдых должен быть расписан до мелочей. Вы должны четко знать, что договор - дело двустороннее, и если вас что-то не устраивает в стандартном договоре, предлагаемом турфирмой, можете попросить изменить его в соответствии со своими пожеланиями. Просите все, что вам обещают на словах, письменно заносить в условия договора.
ОТЕЛЬ ТОТ, ДА НЕ ТОТ
Фирмы гарантируют разместить туриста в отеле, категория которого не ниже указанной в программе. Но даже отели одной категории могут существенно отличаться друг от друга: один расположен на берегу моря, а другой - в центре города, откуда на пляж придется добираться транспортом. Поэтому в данном пункте договора требуется уточнение: "на берегу моря", если вы заплатили за такой отель.
Случается, что класс гостиницы не соответствует обещанному. Что следует предпринять в этом случае? Во-первых, на месте потребовать принимающую сторону исправить положение. Если это сделать не удается, необходимо собрать доказательства того, что вы жили совсем не в тех условиях, за которые заплатили. Для этого нужно: получить в отеле документ о его "звездности" (это может быть рекламный проспект или другой документ, подтверждающий количество присвоенных звезд); взять документ, подтверждающий ваше проживание именно в этом отеле (справка, счет за телефонные переговоры, счета за обед).
Как правило, каждый турист берет в путешествие фотоаппарат. Довольно часто фотоснимки используются в судебной практике как доказательство недостаточной комфортабельности номера или отеля. Все эти доказательства вам потребуются для того, чтобы по завершении поездки предъявить фирме претензию и потребовать возврата излишне уплаченных денег.
НЕ ЗАБУДЬТЕ О МЕДИЦИНСКОЙ СТРАХОВКЕ
Действующее законодательство обязывает турфирмы обеспечивать безопасность жизни и здоровья туриста. Если этот пункт в договоре отсутствует, то за безопасность туриста фирма ответственности не несет, поэтому следует купить ее отдельно у страховой компании. Дело в том, что если фактические условия пребывания туриста на маршруте не соответствуют оговоренным в путевке, туристу выплачивается разница в стоимости между предоставленными условиями и условиями, оплаченными туристом по договору. Для получения выплаты необходимы документы, подтверждающие это несоответствие (справки из отеля, свидетельские показания, счета, фотографии и т.д.).
Каждому потенциальному туристу следует знать, что Закон "О защите прав потребителей" дает ему право расторгнуть договор на оказание туристических услуг и требовать возмещения убытков в следующих случаях:
предоставления ему недостоверной информации, когда вам всучили тур, далекий от ваших пожеланий и требований, туроператор не рассказал подробно о тех нюансах, зная которые, вы этот тур не приобрели бы;
нарушение установленных сроков начала и окончания оказания услуги;
обнаружение существенных недостатков в оказанной услуге.
Следует также знать, что предварительный внесудебный порядок разрешения споров между туристом и фирмой, оказывающей услуги, прописан в Законе "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации". В соответствии с этим законом ваши претензии к качеству туристического продукта могут быть предъявлены турфирме в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора. А удовлетворены эти претензии должны быть в течение 10 дней после получения турфирмой этой претензии.
При обращении в турфирму с претензией вы должны четко сформулировать ваши требования. Например: "Я расторгаю договор и требую возместить убытки либо соразмерно уменьшить цену путевки" (необходимо указать конкретные цифры). Одновременно с требованием о выплате материального ущерба турист имеет право и на возмещение морального вреда, который был ему нанесен физическими и нравственными страданиями из-за нарушения его законных прав.
Конечно, в отпуске хочется расслабиться и не думать о плохом. Но позаботиться о своих правах заранее будет не лишним.
Подготовила