Лето. Народ идет в туристические фирмы, сулящие отпускникам королевский отдых. Но всегда ли предложение соответствует надеждам отдыхающих? Как купить путевку и при этом не испортить себе отпуск? Что нужно знать, выезжая на отдых? На вопросы отвечает старший юрисконсульт Ольга БОБРОВА.

ПОПРОСИТЕ ЛИЦЕНЗИЮ
Прежде всего поинтересуйтесь лицензией на оказание туристических услуг, которая должна быть у фирмы, "стажем" ее деятельности. Далее, если вы определились с маршрутом или местом отдыха, получите исчерпывающую информацию о нем: краткое описание места отдыха, программу обслуживания, перечень услуг, которые входят в стоимость путевки и которые предоставляются за дополнительную плату, какие элементы риска могут возникнуть в месте отдыха и т.д...
ЗАКЛЮЧАЕМ ДОГОВОР
Затем следует особое внимание уделить заключению договора. В нем ваш отдых должен быть расписан до мелочей. Вы должны четко знать, что договор - дело двустороннее, и если вас что-то не устраивает в стандартном договоре, предлагаемом турфирмой, можете попросить изменить его в соответствии со своими пожеланиями. Просите все, что вам обещают на словах, письменно заносить в условия договора.
ОТЕЛЬ ТОТ, ДА НЕ ТОТ
Фирмы гарантируют разместить туриста в отеле, категория которого не ниже указанной в программе. Но даже отели одной категории могут существенно отличаться друг от друга: один расположен на берегу моря, а другой - в центре города, откуда на пляж придется добираться транспортом. Поэтому в данном пункте договора требуется уточнение: "на берегу моря", если вы заплатили за такой отель.
Случается, что класс гостиницы не соответствует обещанному. Что следует предпринять в этом случае? Во-первых, на месте потребовать принимающую сторону исправить положение. Если это сделать не удается, необходимо собрать доказательства того, что вы жили совсем не в тех условиях, за которые заплатили. Для этого нужно: получить в отеле документ о его "звездности" (это может быть рекламный проспект или другой документ, подтверждающий количество присвоенных звезд); взять документ, подтверждающий ваше проживание именно в этом отеле (справка, счет за телефонные переговоры, счета за обед).
Как правило, каждый турист берет в путешествие фотоаппарат. Довольно часто фотоснимки используются в судебной практике как доказательство недостаточной комфортабельности номера или отеля. Все эти доказательства вам потребуются для того, чтобы по завершении поездки предъявить фирме претензию и потребовать возврата излишне уплаченных денег.
НЕ ЗАБУДЬТЕ О МЕДИЦИНСКОЙ СТРАХОВКЕ
Действующее законодательство обязывает турфирмы обеспечивать безопасность жизни и здоровья туриста. Если этот пункт в договоре отсутствует, то за безопасность туриста фирма ответственности не несет, поэтому следует купить ее отдельно у страховой компании. Дело в том, что если фактические условия пребывания туриста на маршруте не соответствуют оговоренным в путевке, туристу выплачивается разница в стоимости между предоставленными условиями и условиями, оплаченными туристом по договору. Для получения выплаты необходимы документы, подтверждающие это несоответствие (справки из отеля, свидетельские показания, счета, фотографии и т.д.).
Каждому потенциальному туристу следует знать, что Закон "О защите прав потребителей" дает ему право расторгнуть договор на оказание туристических услуг и требовать возмещения убытков в следующих случаях:
предоставления ему недостоверной информации, когда вам всучили тур, далекий от ваших пожеланий и требований, туроператор не рассказал подробно о тех нюансах, зная которые, вы этот тур не приобрели бы;
нарушение установленных сроков начала и окончания оказания услуги;
обнаружение существенных недостатков в оказанной услуге.
Следует также знать, что предварительный внесудебный порядок разрешения споров между туристом и фирмой, оказывающей услуги, прописан в Законе "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации". В соответствии с этим законом ваши претензии к качеству туристического продукта могут быть предъявлены турфирме в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора. А удовлетворены эти претензии должны быть в течение 10 дней после получения турфирмой этой претензии.
При обращении в турфирму с претензией вы должны четко сформулировать ваши требования. Например: "Я расторгаю договор и требую возместить убытки либо соразмерно уменьшить цену путевки" (необходимо указать конкретные цифры). Одновременно с требованием о выплате материального ущерба турист имеет право и на возмещение морального вреда, который был ему нанесен физическими и нравственными страданиями из-за нарушения его законных прав.
Конечно, в отпуске хочется расслабиться и не думать о плохом. Но позаботиться о своих правах заранее будет не лишним.
Подготовила