ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС ЧЕХОВА

Если спросить у обычного зрителя, что такое "театральный центр", ответ вряд ли будет вразумительным. Ну а искушенные театралы объяснят, что это нечто среднее между репертуарным театром и антрепризой, где на каждый спектакль набирается новая группа актеров, работа которых финансируется Комитетом по культуре Москвы, но при этом получают они мало. Но актеры приходят сюда не за заработком, а в основном из-за интересных ролей или режиссера. Именно о таком режиссере и пойдет речь.

Александр Вилькин, известный публике как актер и постановщик по Театру на Таганке, решив однажды пуститься в самостоятельное плавание, основал театральный центр, взяв в качестве имени для него название пьесы Чехова "Вишневый сад". Этот выбор был сделан не случайно, прослеживалась явная параллель между коллизиями чеховского шедевра и неким театральным садом, который надо оберегать от случайных людей. Ведь как Лопахин ради наживы стирает с лица земли прекрасный сад, так и нувориши от искусства, пытающиеся любыми средствами добиться успеха у публики, все разрушая на своем пути, уничтожая многовековые традиции.
И вот в Театральном центре "Вишневый сад" поставлена одноименная пьеса. Я видела много спектаклей по ней, но у Вилькина тема уходящей красоты впервые прозвучала, как набат, как предостережение о надвигающейся беде.
Очень интересен психологический анализ героев, предложенный режиссером. По сути и Раневская (Ольга Широкова), и ее брат, и дочери знают - не прими они предложения Лопахина (Сергей Ковалев) вырубить сад под дачи ради погашения долгов - пойдут по миру. Но для них это более приемлемо, чем уничтожать своими руками то, что создавалось предками. Счастье для них не в богатстве, а в сохранении собственного достоинства, души, не терзаемой угрызениями совести. С другой стороны, Вилькин очень точно подметил характерную черту русского человека, который, теряя все и сжигая за собой мосты, не впадает в уныние, наоборот, чувствует себя свободным, готовым продолжать свой путь. Поэтому и четвертый акт спектакля, когда господа и слуги прощаются со своим домом, самый грустный и печальный, выглядит одновременно и обещающим свет.
Через весь спектакль проходит тема "гордого человека", только вот гордость у каждого своя. Так, Лопахин, несмотря на богатство и самоуверенность, по сути своей остается холуем. И это его качество режиссер подчеркнул в очень интересной мизансцене: Лопахин ходит по пятам отъезжающих с бокалами шампанского, а те, не замечая его, проходят мимо. И только мошенник Яша (Евгений Сологалов), присосавшийся к доверчивой барыне, готов составить компанию "новому русскому", ему-то все равно с кем пить...
У каждого свое отношение и к любви. Кто-то из героев "выше" нее, кто-то ниже, а другие вообще не имеют о ней понятия, как, например, Петя Трофимов (Алексей Моисеев), увлекающий наивную Аню (Екатерина Попова) в революцию, где не только сады будут вырублены под корень, но и цвет русской интеллигенции.
Чехов писал "Вишневый сад" будучи смертельно больным, зная о своем приближающемся конце, и в то же время верил в жизнь, а потому наделял своих героев всепрощением, мудростью, терпением. Он никогда не говорил о религии, о своей вере в Бога и тем не менее все его пьесы написаны рукой истинного христианина, где "полем битвы" добра и зла является человеческая душа. Вилькин понял это и выстроил свой спектакль так, что в результате душа Раневской очищается, а душа предпринимателя Лопахина только черствеет.
Во время этого спектакля невольно думаешь о том, как сложится дальнейшая судьба героев, и как она сложилась бы, повернись все по-другому. Что станет с "зашнурованной" Варей (Татьяна Бондаренко)? И что было бы, если бы она все же вышла замуж за Лопахина? Какие метаморфозы произойдут с Раневской, когда она насовсем вернется из Парижа? Ольга Широкова сыграла по-настоящему жертвенную Раневскую, похожую на раненую птицу, прилетевшую в родное гнездо залечивать душевные раны. И кто знает, как все сложилось бы, если бы оно не было разоренным...
"Если бы, если бы знать" - любимая фраза Антона Павловича удивительным образом подходит и для нашего непредсказуемого времени, когда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Вилькин ничуть не проиграл, выбрав для постановки пьесу, "заезженную до дыр". Режиссер не только выстрадал ее бессонными ночами. Он нашел в ней ту болевую точку, которая не дает спать и другим: если после смерти от человека остается только душа, то почему при жизни люди так мало заботятся о ней? Этот вопрос до конца жизни мучил Антона Павловича, и он завещал его нам. И спустя 100 лет мы ищем ответ на него.