Качать права в одиночку или вместе?

Лидер не должен настраивать коллег против начальства, иначе никакого диалога и переговоров не получится

Борьба в одиночку закончится плохо

Борис Резапов, Директор по управлению человеческими ресурсами оргкомитета «Сочи-2014»:

— Реакцию конкретного руководителя на коллективные выступления трудно предсказать, если у вас не было таких случаев раньше. Некоторые воспримут это как бунт на корабле и будут рубить сплеча. Но большинство все же склонны выполнить требования коллектива — хотя бы частично.

Если вы работаете в компании, где руководство внедряет современные методики управления, корпоративный стиль и дух, то лучше всего отправиться в департамент по работе с персоналом. В компании, выстроенной по западному образцу, кадровики являются консультантами, проводниками, обеспечивающими обратную связь между руководством и сотрудниками. От них можно ждать реальной помощи.

В структурах же с советским стилем управления кадровик часто работает «цепным псом» руководства. Обращаться к нему — все равно что сразу подписать заявление об увольнении. Такие кадровики собирают информацию о настроениях среди работников, чтобы выявить главных смутьянов и устранить их.

По идее, защитником прав трудящихся должен выступать профсоюз. У него есть для этого все необходимые полномочия, зафиксированные законодательно. Работник такими возможностями похвастать не может, а значит, в случае какого-то открытого проявления недовольства защищаться ему придется самостоятельно. И самостоятельная борьба даже в составе небольшой группы рано или поздно кончится для всех ее участников плачевно — либо понижением зарплаты, либо увольнением.

Придется говорить кому-то одному

Андрей Моисеев, Независимый консультант по кадровому развитию организаций:

— При возникновении серьезных поводов для общего недовольства (невыплата зарплаты, жесткое ущемление прав большинства сотрудников и т.д.) начинать борьбу за правду стоит с разговора с непосредственным начальником. Так вы и соблюдете иерархию, и (при удачном стечении обстоятельств) получите союзника в общении с вышестоящим руководством. Разговаривать с шефом должен человек, которому доверяет большинство. Если часть коллектива не готова вас поддержать, постарайтесь разъяснить им, почему это необходимо. Приводите аргументы, которые убедят людей в том, что примкнуть к вам — в их интересах.

Если вы выступите единым фронтом, работодатель не сможет применить жесткие санкции. Нет организации, из которой можно было бы уолить сразу всех сотрудников. Нельзя даже выставить на улицу один отдел в полном составе. Сумма издержек в случае массового увольнения превысит все мыслимые пределы.

Лидер не должен настраивать коллег против начальства, иначе никакого диалога и переговоров не получится. Обязательно обговорите возможность уступок и альтернативных вариантов решения проблемы.

Нормальный руководитель скорее пойдет на переговоры, чем на усугубление ситуации. Работодателю выгоднее договориться. Дайте ему понять, что не имеете ничего лично против него, но вас не устраивает сложившаяся ситуация. Вы хотите найти выход, который бы устроил и коллектив, и шефа. Не нужно бояться защищать свою позицию. Главное — делать это с умом и без истерик.