Кто утопил 120 человек?

Уходя на дно, неисправное судно даже не смогло подать сигнал SOS

10 июля на Куйбышевском водохранилище потерпел крушение пассажирский теплоход «Булгария». На борту находилось 208 человек, в живых осталось 80. Погибли почти все дети, отправившиеся в трехдневный круиз по Волге по маршруту Казань — Болгар — Казань.

Акватория была неспокойна. Ветер, волны. По словам очевидцев, теплоход, который шел с креном на правый борт, начал заходить на поворот и… зачерпнул воду. Раз-другой. Сквозь открытые иллюминаторы вода стремительно начала заполнять трюм. «Булгария» легла на правый борт и за минуты скрылась в речной пучине.

Казань скорбит

Любимое место отдыха казанцев — речной порт — не узнать. 12 июля на залитой солнцем площади ни одного радостного лица. Около 3 тысяч людей молча идут в одном направлении — к причалу. На гражданскую панихиду по погибшим на теплоходе «Булгария».

В этот же день в Казани состоялись первые похороны погибших. Поэтому на панихиду пришли в основном не их родственники, а совсем посторонние люди. Фарида Габтеева зажигает свечу в память Рушании Зиганшиной. В общежитии, где Рушания работала вахтером, до последнего надеялись, что женщина жива. И вот вчера ночью стало известно, что тело опознали родственники. «Очень веселая, открытая женщина… Для меня она не умерла!» — повторяет Фарида.

Две девушки ведут под руки пожилую женщину с охапкой гвоздик — она потеряла в катастрофе беременную дочь. В каком-то исступлении женщина постоянно твердит: «Как она мечтала о ребенке…»

Участники панихиды решили обойтись без помпезных речей. Вместо них ровно в полдень над всей акваторией прозвучал поминальный гудок: о жертвах крушения скорбят ставшие на рейд суда. А люди потянулись к причалу, чтобы бросить в воду цветы на том месте, откуда «Булгария» ушла в свой последний рейс. Учительница Алиса Хакимова бросает в воду не цветы, а яркий спасательный круг. «Конечно, сейчас это никому уже не поможет, — говорит она. — Но я не понимаю одного: почему дети погибли, а команда почти вся уцелела? Они же должны были спасать людей!»

«Спасите наши души!»

С терпящего бедствия теплохода даже не был подан сигнал SOS, потому что в момент ЧП судно оказалось обесточенным. Об этом рассказал радист судна Ринат Габитдинов. Также он сообщил, что во время предпоследнего рейса «Булгарии» в машинном отделении произошел пожар. О том, что теплоход уже давно находился в неудовлетворительном техническом состоянии, свидетельствуют и другие нештатные ситуации. Например, 10 августа прошлого года, когда судно проходило мимо Ульяновска, его пассажиры связались по телефону с ульяновским Центром управления в кризисных ситуациях МЧС — на теплоходе несколько часов не было электроэнергии, питьевой воды.

«В настоящее время работа ведется по трем направлениям — патрулирование территории, работы по поиску погибших и работы по подготовке к подъему судна», — говорит премьер-министр Республики Татарстан Ильдар Халиков. Спасатели обследовали все основные палубы затонувшего теплохода и приступили к обследованию трюмов. Затем «Булгарию» обследуют повторно и только потом поднимут на поверхность. Это планируется сделать 16 июля.

Власти республики предположили, что на борту «Булгарии» могло находиться более 208 пассажиров. Главная версия катастрофы — неисправность судна. По некоторым данным, попавшим в прессу через членов команды, находящиеся на борту люди протестовали против того, чтобы возвращаться в Казань на одном двигателе, но капитан, получив от кого-то указание отправиться в путь, принял решение плыть. Капитан Александр Островский, у которого был солидный стаж работы на судах, погиб. Его тело подняли с нижней палубы. Вероятно, он спустился с капитанского мостика к пассажирам, чтобы спасать их.

Очевидцы рассказывают, что свидетелями крушения могли стать члены экипажей двух кораблей. Министр транспорта России Игорь Левитин заявил о том, что не оказавшие помощи тонущим будут сурово наказаны. По его словам, названия судов и имена капитанов уже известны. «Я считаю, что они поступили неправильно. И причины — что они не могли подойти, изменить курс — не работают. Мы примем все необходимые меры законодательного порядка для того, чтобы с капитанами поступить очень сурово. К месту крушения подошел теплоход „Арабелла“ (через час. — „Труд-7“) во главе с капитаном Романом Лизалиным. Этому судну удалось спасти большое число людей».

Трагедия повторится?

11—12 июля сотрудники следственного управления СКР по Пермскому краю и транспортной прокуратуры региона провели выемку документов в Камском речном пароходстве и Камском филиале ФГУ «Российский речной регистр». Эта процедура произведена в связи с крушением теплохода «Булгария», собственником которого является КРП. Следствие покажет, что именно стало причиной трагедии.

По Волге ходит множество теплоходов, которые далеко не новы. Стоит ли ожидать повторения трагедии на этих «старичках»? Владимир Квартальнов, 50 лет проработавший в Самарском речном порту и прошедший путь от ремонтника до заместителя начальника порта, считает, что повторение трагедии возможно. В волжском речном порту работало четыре дизель-электрохода подобного типа: «Карелия», «Киргизия», «Россия», «Эстония». Их поставляли из Чехословакии, и построены они были в середине 50-х годов. Срок службы — 40 лет. Но при хорошем уходе они могли служить и дольше. Сегодня деньги оказываются важнее человеческих жизней. Если раньше суда приводили в порядок регулярно, то сейчас проводят так называемый керосиновый ремонт: подмажут и выпускают в рейс. На многих кораблях работают люди, далекие от речного дела. Например, они не знают, что иллюминаторы нужно задраивать, если судно выходит в водохранилище, или что нельзя идти в рейс с одним работающим двигателем. «Булгария» вышла на прогулку с креном. Разве мог себе это позволить капитан судна еще 20 лет назад?