02 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

RUSSIAN ГОЛЛИВУД

Сиснёв Виссарион
Опубликовано 01:01 14 Августа 2003г.
Получить ответ на этот вопрос у лос-анджелесских коллег, соприкасающихся с "фабрикой грез", оказалось невозможно: эта тема явно была для них неактуальна, и меня передавали с рук на руки, пока я не осознал, что единственный человек, который может меня на этот счет просветить, - обозреватель нью-йоркской газеты "Новое русское слово" Олег Сулькин, лично знающий буквально всех наших режиссеров и актеров и многих американских, бывающий на оскаровских церемониях и на крупнейших международных кинофестивалях, в том числе московских.

- Русские очень активно участвовали в основании Голливуда, это факт, - сказал он. Только нужно сразу оговориться: для американцев мы все - русские. "Настоящие" русские, украинцы, евреи, грузины, татары и так далее. Все, у кого корни уходят в бывшую Российскую империю.
Вот все они и были основоположниками Голливуда. Взять, к примеру, гигантскую компанию "Метро Голдвин-Майер". В этом сочетании только одно слово "метро" - местное, остальное - имена людей, родившихся в России и решивших разрабатывать здесь эту золотую жилу. Они были очень предприимчивыми дельцами, которые стали называться продюсерами и вкладывать деньги в производство фильмов.
Из крупных имен "золотого" периода Голливуда вспоминается Льюис Майлстоун, который "в оригинале" был Львом Мильштейном. Это крупнейший режиссер, поставивший знаменитый фильм "На западном фронте без перемен" по Ремарку, за который получил "Оскара". Типичная для того времени биография: родился в России, с 13 лет - в США, начал монтажером, а с 1925 года - режиссер-постановщик.
Можно вспомнить также вахтанговцев Романа Момуляна и Анатолия Литвака, режиссеров, снявших ряд, как теперь говорят, блокбастеров.
Кого еще назвать из той когорты? Юл Бриннер, попавший в Голливуд через Париж, и цыганский ансамбль (его настощее имя Тайджи-хан), ставший кумиром после "Великолепной семерки".
Поистине великолепная Мелица Корьюс, всем памятная как Карла Доннер, возлюбленная Иоганна Штрауса в "Большом вальсе". Она, между прочим, училась вместе с Валентиной Телегиной. А Кирк Дуглас и, стало быть, и его сын Майкл?
- Настоящее имя Кирка - Иссур Демский, российский уроженец.
- А Натали Вуд, которая на самом деле - Наташа Гурдина? А Аким Тамиров - русский дворецкий в "Сестре его дворецкого". Всех не перечислишь...
Русский музыкальный вклад тоже значителен. Достаточно вспомнить композиторов Дмитрия Темкина, завоевашего множество "Оскаров", и Самуила Покрасса - третьего из братьев.
Двое - Даниил и Дмитрий - писали советские песни, а он прославился киномюзиклом "Три мушкетера", мелодии из которого напевали у нас и дети и взрослые.
Вот я разговариваю с голливудцами разного возраста и уровня, и рано или поздно разговор выруливает на их происхождение. И практически в половине случаев оказывается, что оно - русское.
Скажем, беседую я с Полом Мазурски, поставившим "Москву на Гудзоне", и на каком-то этапе он на мой вопрос отвечает: "Да, конечно, мои бабушка и дедушка тоже оттуда..." А не так давно я сделал аналогичное открытие насчет Стивена Спилберга - говорил с его сестрой Нэнси, и она сказала, что один их дедушка - из Одессы, а второй - из маленькой украинской деревушки. Его мама говорит по-русски, даже спела мне колыбельную "Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю..."
Из нынешних знаменитостей - Харрисон Форд, наполовину ирландец, а по матери - русский. Начинаешь понимать, как ему удалось так убедительно сыграть капитана советской подводной лодки - гены помогли. Леонардо ди Каприо тоже подтвердил свою русскость. Об этом мне сказал Стас Намин, который организовывал в Лос-Анджелесе в апреле фестиваль русского кино. На один из просмотров пришел ди Каприо со своей бабушкой, которую, если не ошибаюсь, зовут Елизавета Смирнова. И говорил о своей любви к русской киноклассике, к Эйзенштейну и другим корифеям нашего экрана.
- Был интересный этап в Голливуде, когда советские деятели кино приезжали, жили там по нескольку месяцев, что называется, перенимали опыт.
- В двадцатые годы такое общение было очень оживленным. Приезжали режиссеры Эйзенштейн, Пырьев, Александров и другие, встречались с голливудскими столпами, с такими "звездами", как Чарли Чаплин. Кстати говоря, Чаплин по матери тоже русских корней. Сама его фамилия, видимо, имеет отношение к белорусскому слову "чапля" - так в Белоруссии называли колодезный журавель.
- Наверное, нельзя обойти и русский "балетный" вклад. Все трое знаменитых танцовщиков, оставшихся на Западе, - Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Александр Годунов тоже ведь снимались в Голливуде.
- Да, Нуреев - в "Валентино" - о самой, пожалуй, популярной "звезде" 20-х годов, герое-любовнике Рудольфо Валентино. У Годунова судьба вообще сложилась неудачно, в том числе и в кино, он играл второстепенные роли - вроде бандита в "Крепком орешке", где геройствует Брюс Уиллис. У Барышникова самый известный фильм - "Белые ночи". Там он, по сути, сыграл самого себя - советского танцовщика-перебежчика. В последней его ленте - "Внутреннее дело" (Company Business) он тоже перебежчик, только из КГБ, действует заодно с Джином Хэкменом, играющим агента ЦРУ. Михаил - единственный из этой троицы, кто жив, но, по-моему, больше не снимается. К кино он имеет отношение как соучредитель выпуска в американский прокат советских мультфильмов. Проект так и называется - "Барышников представляет". Практически в Лос-Анджелесе этим занимается еще один русский - Олег Видов.
- У Видова тоже ведь в Голливуде не очень ладно сложилось, я его помню только в эпизодических ролях - советский милиционер в "Красной жаре", подручный Шварценеггера, которого убивают в первых же кадрах и еще что-то вроде этого с Мики Рурком в "Дикой орхидее". Что вообще можно сказать о "русском поколении" Голливуда последних десятилетий, насколько оно удачливо? Я интервьюировал Савелия Крамарова незадолго до его кончины. За год до этого он отказался говорить, объяснил, что очень занят, какие-то важные проекты, мол, еще в работе и в этом духе. Но когда мы все-таки поговорили, у него в активе была по-прежнему все та же "Москва на Гудзоне" и больше ничего значительного, а рассуждал он главным образом о приглашениях в Москву и в Израиль. Конечно, природа наградила его своеобразной внешностью, но, как я понял, главная проблема была языковая.
- Безусловно. Эта же проблема и у большинства остальных русских актеров, пробующих себя в Голливуде. Пожалуй, только Владимир Машков сумел преодолеть этот барьер. Русских держат в основном на мелких ролях - каких-то иностранцев, странных людей... На крупные роли нужны люди, безупречно владеющие английским, потому что озвучивать их никто не станет. Нужно здесь родиться или приехать маленьким ребенком, чтобы не иметь акцента. Так что эта проблема есть практически у всех.
Правда, в середине 90-х годов возникла новая ситуация: стало возможно жить здесь, а работать и здесь и в России. Например, Алла Клюка замужем за американцем и живет в Нью-Йорке, снималась в нашумевшем телесериале "Клан Сопрано". Я с ней перезваниваюсь и довольно часто слышу: "Еду работать в Москву".
Там актеров, прошедших жесткую голливудскую школу, ценят: умеют работать безотказно, дисциплинированно, без капризов и звездных амбиций. Здесь даже люди, добившиеся самого большого успеха, остаются такими же трудоголиками, как в начале карьеры. Тех, кто норовит почить на лаврах, просто отшвыривают. Капризы могут простить только суперзвезде вроде Николсона.
- Но есть все-таки такие, кто сумел закрепиться, несмотря на все препятствия?
- Немного, но есть. Скажем, Борис Крутоног - он уже картинах в двадцати появлялся. Только что вышел новый боевик с его участием - "Итальянская афера". Регулярно встречаешь в титрах Левана Ученешвили. Он, кстати, играет сподвижника Машкова в "Олигархе", который идет сейчас здесь. Бывший борец Олег Тактаров тоже вроде бы нашел свое место под голливудским солнцем.
- Значит, конечный вывод: не ходите, дети, в Голливуд гулять?
- Наоборот, ходите, но забудьте о своей звездности, начинайте все с начала, подчиняйтесь здешним правилам, свои навязать не удастся.
- Можно все-таки сказать, что существует какая-то живая связь между российским киномиром и Голливудом? Или это нечто очень уж зыбкое?
- О настоящей связи можно будет говорить, когда станут выходить на экран крупные совместные проекта класса "А". Такие, как двухсерийный "Азазель", который с большим энтузиазмом собирается поставить Пол Верховен. Только что в Голливуде побывал Борис Акунин, видимо, деловые переговоры состоялись.
Еще я бы хотел особо отметить, что сейчас в Америке создалась уникальная ситуация: впервые после длительного перерыва вышло на экраны сразу четыре российских фильма - "Дом дураков" Кончаловского, "Русский ковчег" Сокурова, "Олигарх" Лунгина и "Кукушка" Рогожкина. Мнения критики самые разные, но важно не это. Важно само присутствие. Если его нет, то и говорить не о чем. Важно, что к американцам возвращается сама привычка смотреть российские фильмы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников