ПОЛУТОРКА ИЗ БОЛОТА

Сейчас во всем мире растет интерес к старинным автомобилям и мотоциклам. Например, в Европе насчитывается более 200 музеев этого профиля. Одна из первых экспозиций в России была открыта два года назад во Владивостоке. Ее создатель Николай Шульжицкий - в прошлом директор крупного транспортного предприятия, известный спортсмен-мотогонщик, человек заметный в городе.

Увлечение Шульжицкого техникой и спортом началось в 1951 году, когда у него, четырнадцатилетнего пацана, появился старинный американский мотоцикл "Индиан" - такие еще в царское время закупались для армии. Во время учебы в Высшем мореходном училище организовал команду мотогонщиков, которая за короткий срок стала одной из самых сильных в регионе. Затем создал команду в автопарке, где работал. Позднее Николай Алексеевич возглавил клуб любителей автомотостарины при музее имени Арсеньева, начал собирать старую технику. Эта коллекция и легла в основу музея. Идея его создания, по словам Шульжицкого, родилась из чувства протеста: в стране с такими традициями и достижениями в автомобилестроении нет ни одного музея, где можно узнать об этом. А ведь это наша история...
Сегодня в экспозиции представлены базовые модели отечественных автомобилей и мотоциклов 30-х годов, машины СССР и союзников военного времени, а также трофейная техника, послевоенные советские авто от "Победы" до "Чайки". Кстати, многие ли знают, что на второй день после разгрома фашистов под Сталинградом было принято принципиальное решение о производстве в нашей стране автомобиля "Победа", которое началось сразу после окончания войны?.. Об этом и многом другом рассказывают представленные в экспозиции архивные документы и фотографии. В музее есть лекционный зал, богатая видеотека.
В коллекции немало поистине уникальных экспонатов. Например, "ЗИС-101" 1936 года, который обслуживал командующего Тихоокеанским флотом Н.Г.Кузнецова; тяжелый мотоцикл "ПМЗ-А-750" - на таком разъезжала Марина Ладынина в фильме "Трактористы"; машина, возившая в 30-е годы писателя Алексея Толстого; ЗИМ дрессировщицы Ирины Бугримовой; ЗИС, на котором во время визита во Владивосток ездил Н.С.Хрущев. А уникальная "полуторка" - "ГАЗ-ААА" 1934 года сохранилась в единственном экземпляре. Остальные были утрачены во время войны. Эта была найдена в болоте, где пролежала полвека. Оттуда ее вытаскивали с помощью вездехода и потом долго восстанавливали. А раритетный мотоцикл "БМВ R-23" принесли с помойки... Кстати, и сам музей возник на месте весьма запущенном. Сейчас здесь, на Сахалинской улице, стоят современные здания, где размещается экспозиция, ведутся реставрационные работы, немало сделано для благоустройства территории - высажены сосны, ели, декоративный кустарник. Николай Алексеевич показал даже растущие на территории ландыши - это в городской-то черте...
Когда мы оказались в музее, то увидели группу школьников, пришедших на экскурсию. Кроме того, с ребятами здесь регулярно проводятся занятия по правилам дорожного движения. Ведет их инспектор ГИБДД Светлана Галомах. Действует и прокат детских автомобилей. При музее есть секция картинга для ребят, они - постоянные участники и нередко победители региональных соревнований. Руководит секцией сын Николая Алексеевича - Олег, а внуки Марк и Артур выступают за команду.
Не так давно гостем Николая Алексеевича был космонавт Алексей Леонов. Приехав в приморскую столицу, он узнал о музее случайно, но, несмотря на напряженный график, заехал на Сахалинскую улицу и провел здесь три часа. Алексей Архипович оказался большим любителем и знатоком автомототехники. Космонавт заметил, что таких уникальных собраний, как здесь, в России больше нет. Музеи подобного уровня он видел только в Германии и в США - в Лас-Вегасе.
Однако в разговоре с Николаем Алексеевичем чувствуется не только его удовлетворение и гордость тем, что ему с единомышленниками удалось создать музей, который знают сегодня на всех континентах, сохранить для потомков часть нашей истории, дать вторую жизнь раритетным машинам - за очень малым исключением все они "на ходу". Порой в словах Шульжицкого проскальзывают тревожные ноты. Причина, как водится, банальная - недостаток средств: спонсорские деньги на исходе, продажа билетов и то, что зарабатывает музей ремонтом "посторонних" автомобилей, покрывает лишь малую часть расходов. На помощь властей рассчитывать не приходится - музей-то негосударственный... Хотя в развитых странах, напоминает Николай Алексеевич, государство берет на себя половину расходов, необходимых на содержание музеев, независимо от формы собственности. Особенно острая ситуация возникла нынешней зимой, когда для того, чтобы найти средства на отопление, пришлось продать два мотоцикла и довоенный "Виллис".
Музей автомотостарины ежегодно 9 Мая организует парад советской техники времен войны. Сейчас Шульжицкий с коллегами готовит большую программу к 60-летию Победы, которое будет отмечаться в будущем году. Николай Алексеевич надеется, что проект привлечет внимание властей и меценатов. А его реализация, хочется верить, станет поворотным пунктом в судьбе уникального музея.