В НЕБЕ ТОЛЬКО АСЫ

Воздушные баталии "Юнкерсов" и "Яков" проходят в эти дни в подмосковном Монине

Вчера на подмосковном аэродроме "Монино" началось уникальное по зрелищности действо - авиашоу "Летающие легенды". Одновременно здесь открылась военно-историческая выставка "Асы второй мировой войны". Мероприятие в ознаменование праздника Военно-воздушных сил России и предстоящей 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне проводится при информационной поддержке нашей газеты.
..."Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!" Эти знакомые и памятные многим возгласы на русском и немецком языках далеко слышны на монинском поле. В воздух поднимается, правда, не только знаменитый "небесный тихоход" По-2. В облаках Подмосковья в эти дни впервые за 60 лет появляются "Юнкерсы" и "Яки". "Юнкерс", Ю-87, пикирующий бомбардировщик, самый известный самолет фашистской "Люфтваффе", атакует аэродром. Налет "вражеской" авиации отражает зенитная техника и самолеты - "Яки" и легендарный "Покрышкин". "Юнкерс" пилотирует Владимир Нессонов из Украины, а за штурвалом, например, Як-3 - Ахим Майер (Германия), Як-11 - чех Йозеф Тот, По-2 - россиянин Андрей Волков.
Воссоздана атмосфера и самого полевого аэродрома - с блиндажами, оборонительными сооружениями. "Боевая" шоу-программа стала кульминацией первого дня праздника. Центром внимания были и вошедшие в историю самолеты-легенды - Ла-5, Ша-2, В-25 "Митчел", "Троянт-28"... Большинство крылатых машин в небе России впервые за многие десятилетия. Прилет их долгое время был под вопросом. Ретросамолеты в мире практически на вес золота. Некоторые из машин не предусмотрены для полетов на столь дальние дистанции. Количество посадок и дозаправок - больше десяти. Совершить перелет иностранным экипажам помогала авиация сопровождения - вертолет-лидировщик Ми-8 и самолет-ретранслятор Ан-26 (для ведения устойчивой радиосвязи).
Программа "Летающих легенд" - захватывающая, построена на контрастах. Прошлое и настоящее сменяют друг друга: то в небе современные боевые машины - пилотажные группы "Стрижи", "Витязи", то раритеты Великой Отечественной.
Корреспонденту "Труда" удалось поговорить и с одним из иностранных летчиков, принимавших участие в авиашоу. Чех Йозеф Тот родился в 1939-м. Он не только летчик, а и доктор философии. 27 лет служил в Чехословацких вооруженных силах пилотом-испытателем. А теперь его хобби - путешествовать на самолетах. Он провел в воздухе 14 тысяч часов, освоил почти сто машин. Однажды, когда испытывал советский МиГ-23, должен был катапультироваться. Но не сделал этого: и машину спас, и сам уцелел. "Я не успел даже помолиться, - сказал мне шутя пан Тот. - Самолет бросало вправо и влево, вперед и назад. Дело в том, что я хотел проверить, как действуют автоматические системы при большой скорости. Но "Наташа" - так называлась русская информационная система - мне помогла, я следовал инструкции и сумел посадить машину".
В субботу всех их ждет подарок от организаторов - большой концерт с участием групп "Земляне", "Белорусские песняры", Игоря Саруханова, Александра Барыкина и других.